Бананов не вырастим, но страну накормим
11.12.20142 декабря в МИД «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему: «Сельское хозяйство России в новой экономической ситуации: вызовы, возможности, перспективы».
ЦЕНЫ стали кусаться. Войдя в магазин, покупатели уже не спешат с выбором товара, ищут подешевле. Пенсионеры вспоминают 90-е, запасаются крупами. Предприниматели матюкают власть за введение новых налогов. По данным Института стратегического анализа, антисанкции уже обошлись россиянам в 44,7 млрд. рублей. Эксперты считают, если запрет на европейские продукты продлится до августа 2015 года, дополнительные расходы на компенсацию ущерба от сокращения импорта составят 147 млрд. рублей.
Круглый стол собрал ведущих экономистов страны. Директор Департамента экономики и анализа Минсельхоза РФ Анатолий Куценко отметил: «Подсчеты Минсельхоза показали, что без дополнительных средств реализовать задачи по импортозамещению невозможно. До конца 2020 года нужны 568 млрд. дополнительных средств федерального бюджета».
При выделении этих средств можно нарастить российское производство: по овощам открытого грунта — на 67%, овощам закрытого грунта — на 74%, плодово-ягодной продукции — на 20%. Самым проблемным направлением остается производство молока, где возможен рост собственного производства только на 30%».
«Цель одна — продукция должна быть собственного производства, но в том формате, в котором его привык видеть потребитель.
Отсюда и задачи по развитию сети оптово-распределительных центров и плодо- и овощехранилищ непосредственно у производителя, задачи по развитию собственной селекции и генетики.
Все это должно выстраиваться в глубокую систему взаимосвязей.
«В реализацию этих задач необходимо вовлечь малые формы хозяйствования (МФХ), которые занимают существенный удельный вес — через кооперацию», — отметил Куценко. — У нас есть ресурсы по отдельным направлениям обеспечить 100-процентное импортозамещение».
Продовольственные санкции рано или поздно будут отменены, заявила член аграрного комитета Госдумы Светлана Максимова. Поставленная президентом задача по импортзамещению — не временная норма, а четкая стратегическая позиция государства. В связи с этим необходимо развивать семеноводство, самое узкое место. «Бананов мы не вырастим, но крестьяне готовы обеспечить продовольственную безопасность, накормить страну», — отметила депутат, добавив, что «бананы» можно приобрести и у соседей.
С. Максимова напомнила, что при принятии бюджета на 2015 годна сельское хозяйство было предусмотрено около 190 млрд. рублей.
Кроме того, в интересах импортозамещения — на поддержку отечественной овощной и мясной отраслей, на создание селекционных, генетических, логистических центров, овощехранилищ, техническую модернизацию — будет выделено еще 20 млрд. рублей. «Производители не повышают цены, но как их удержать, если солярка, удобрения дорожают. Ядохимикаты выросли в цене на 50%». Депутат, бывший фермер, призвала увеличить господдержку начинающих фермеров. «Крупный бизнес в шоколаде, имеет свои рынки сбыта, магазины, бойни, а малый бизнес ничего этого не имеет, практически уходит в подполье».
Знаю С. Максимову давно, и слова в поддержку КФХ как бальзам на душу. У фермеров нет выхода на рынки сбыта, кроме ярмарок выходного дня. Депутат обратилась к Куценко, с просьбой решить проблемы МФХ. «Я записываю», — ответил чиновник.
По мнению замруководителя Федеральной службы государственной статистики Константина Лайкама, «сейчас такая ситуация, что у сельского хозяйства уникальный шанс и если мы не воспользуемся им — история не простит этого. Прямой запрет импорта открывает новые ниши для российских сельхозпроизводителей.
В пользу отечественного сельхозпроизводства играет резкое ослабление рубля, рост цен на внутреннем рынке, а также увеличение господдержки».
Задело его высказывание:
«Боль, которая идет от малого бизнеса, фермеров… И, несмотря на это, у них самые высокие темпы роста. Удивительно, что в таких условиях они так быстро растут. Необходимо создавать сельскохозяйственные кооперативы по переработке и сбыту продукции». И он прав: время идет, разговоры идут, но объединения фермеров в кооперативы нет.
Замруководителя Аналитического управления при Правительстве РФ Глеб Покатович отметил:
перепись позволит откапибровать те расчеты, которые Росстат делает, оценить объемы производства по малым формам хозяйствования, на которые приходится колоссальные объемы производства и которые необходимо объединять в кооперативы.
Единственный представитель сельхозпроизводителей, председатель Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) Вячеслав Телегин остановился на двух ключевых вопросах: корректировке Госпрограммы и эффективности форм господдержки. «На наш взгляд, есть перекос, — заявил он и вместо слов привел сухие цифры статистики: Удельный вес МФХ в общем объеме производства зерновых и зернобобовых в 2013 году составил 50,5%, подсолнечника — 57,9, картофеля — 94, овощей — 88,7, мяса 39, говядины — 75%».
Но если возьмем по Госпрограмме, то этот малый бизнес получает, по нашим оценкам, максимум 8,1% удельного веса господдержки. Это на все виды, включая и субсидирование процентных ставок, несвязанную поддержку и социальные программы. Это явный перекос программной политики, и это отражается в Госпрограмме, заметил Телегин. В среднем за последние пять лет у фермеров прирост составил 100 тыс.
голов. В этом году тенденция сохранилась — за 9 месяцев прирост 6%. А это значит, 60 тыс. голов коров прибыло или 12 крупных молочных комплексов».
И в то же время государство на развитие семейных животноводческих ферм за последние годы выделяло по полтора миллиарда рублей. В прошлом году на программы «Начинающий фермер» и развитие семейных ферм отпущено 2 млрд., в этом — уже снижении до 1,9 млрд. Этот показатель остался на будущий год. А эти программы позволили создать 20 тыс.
рабочих мест! Но финансирование этих программ не увеличивается.
Между тем 55 тыс. индивидуальных предпринимателей не могут стать участниками программы развития семейных ферм, хотя, по сути, это фермерские хозяйства.
Этот перекос в господдержке надо устранять, заявил выступающий.
Он согласился, что малому бизнесу нужна кооперация, но проблемой номер -один является сбыт. А на создание кооперативов на 2015 год выделено всего 400 млн. рублей. Этого хватит на создание 20 кооперативов. Сейчас действуют 7000 таких кооперативов. Они испытывают проблему стартового-капитала на строительство перерабатывающих заводов.
В 2013 году лишь 14% фермеров смогли воспользоваться несвязанной поддержкой. Хотя для фермеров она очень важна и понятна. Ориентир «богатых сделать богаче» не верен, заявил выступающий. В Финляндии на несвязанную поддержку фермеров выделяется 900 евро с участием своих денег, во Франции — 500 евро. Погектарную поддержку в России надо увеличивать. У фермеров за последние 15 лет прирост составил 13,8%, средний по отрасли 3,25. То есть малый бизнес не видит перспективы своего развития.
Анатолий Куценко назвал цифры В. Телегина некорректными, поскольку ЛПХ не относятся к КФХ и не являются участниками господдержки. Правда, он признал проблемы с доступностью кредитов для фермеров. Он успокоил, сообщив, что «в рамках своих корректировок мы удваиваем к 2016 году поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм».
Завкафедрой агроэкономики МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Киселев «пригнул к земле»: «Страна вступает в рецессию». Он выразил серьезную тревогу в связи с сокращением инвестиций в сельское хозяйство Инфляция будет 9,8%. Это означает падении доходов населения примерно на 10%, а значит, снизится покупательная способность и снизится спрос на сельхозпродукцию. Это негативный фактор для импортозамещения». Он с грустью отметил, что сегодня на наших глазах меняется структура импорта: к примеру, Беларусь закупает молочное сырье в странах ЕС, перерабатывает у себя и продает России уже в виде творога, сметаны… Сегодня Иран поставляет огурцы, Сербия — яблоки… Они реализуются по высокой цене, так как логистика не отработана. При этом производство сельхозпродукции в России увеличилось всего на 2%. Вывод: потенциал импортозамещения будет реализован при увеличении господдержки.
Многих участников круглого стола привел в чувство гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, который призвал руководителей госвласти не слишком полагаться на регионы, так как «региональные бюджеты и так перенапряжены, значительная часть субъектов РФ являются дотационными. Не надо надеяться, что софинансирование будет локомотивом развития».
У МФХ есть одно достоинство они очень динамичны. И это нужно позитивно использовать при импортозамещении, заметил спикер.
Сегодня мы должны быть в большей степени рациональными экономистами и в меньшей степени макроэкономистами, «сегодня приходится решать, как блох ловить».
Автор строк обратился с вопросом к А. Куценко и В. Телегину:
«Много разговоров об оптово-распределительных центрах, но главы КФХ опасаются, что их туда не пустят. Каково будет участие фермеров ОРЦ?» A. Куценко ответил, что «ОРЦ не может брать объем годового хранения. Он окупается тогда, когда за сезон — сельхозгод — пропускает через свою емкость хранения, например, в 100 тыс. т 500 тыс. т продукции. Иначе он банкрот. МФХ должны у себя создавать емкости первичного хранения плодоовощей или создавать хранилища в рамках кооперации. У нас есть как мера — до 20% возмещения для первичного хранения скоропортящихся продуктов — плодов, ягод, картофеля, овощей. Без ОРЦ такие мегаполисы, как Москва, не обеспечить продукцией. Мы хотим, чтобы фермеры тоже активно участвовали в этом — накопление продукции должно быть у первичного производителя.
B. Телегин ответил так: «Считаю, что фермеров правильно волнует этот вопрос. И основания для этого есть. Потому что вопрос не только в оказании услуг, а в стоимости услуг. Посредников бывает 2-3-4. Мы предложили Минсельхозу выход: тот фермер, который поставляет продукцию, может участвовать в ценообразовании за хранение, упаковке и предпродажной подготовке. Это возможно только в кооперативе. Это один вариант. Второй — нужна
«морковка», чтобы туда мелких фермеров и других производителей заманить, то есть субсидирование государства на предпродажную подготовку, хранение продукции, и если это войдет в программу, то это тоже как бы позволит участвовать в ОРЦ. Третий момент — если это будет частный крупный ОРЦ, то в рабочей группе или координационном центре должны участвовать представители кооперативов. Если этого нет — то представители от фермерства, чтобы они тоже знали механизмы ценообразования?
К сказанному Телегиным добавлю: в МСХ РФ состоялось заседание рабочей группы по разработке программы строительства ОРЦ под руководством замминистра сельского хозяйства А. Волкова. Интересы АККОР представляла О. Башмачникова, которая предложила: предусмотреть возможность создания на кооперативной основе оптово-логистических центров для МФХ и микробизнеса. Установить в качестве одного из критериев предоставления средств федерального бюджета на создание ОРЦ минимальную долю закупки продукции и/или предоставления услуг МФХ микропредприятиями и их кооперативными объединениями. Размер вышеуказанной доли целесообразно зафиксировать, установив ее в соответствии с удельным весом продукции, производимой данными формами хозяйствования. Компенсация фермерским хозяйствам, микропредприятиям, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным КФХ и ЛПХ, стоимости услуг ОРЦ по ветеринарному, фитосанитарному контролю, хранению, подработке, фасовке продукции.
…Эксперты подсчитали, что политика импортозамещения к 2020 году должна снизить зависимость по разным отраслям промышленности с 70-90% до 50-60%.
Добиться результата планируется за счет внесения изменений в таможенное, тарифное регулирование, введения дополнительных субсидий и налоговых преференций.
Итоги этой работы можно будет оценить уже в 2017 году. Поживем — увидим.
Сельская жизнь, Москва, 11 декабря 2014