Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

«Офшорная амнистия»: удастся ли Путину вернуть капиталы в Россию?

09.12.2014

В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил объявить «офшорную амнистию» для российских капиталов, чтобы справиться с ускорившимся оттоком капитала, инвестиционным спадом и рецессией в российской экономике. Сработает ли идея президента?

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: В условиях низкого уровня безработицы и загруженных практически максимально производственных мощностей деофшоризация рассматривается как один из ключевых факторов роста для российской экономики в ближайшие годы. Эти капиталы при «обелении» могут быть инвестированы в реальный сектор, послужат появлению новых рабочих мест и смогут вывести экономику РФ на траекторию устойчивого экономического роста. Ключевые последствия – дальнейшее осложнение жизни тем, кто предпочитает держать свои активы не в России, развернутая в текущий момент времени кампания по деофшоризации экономики выглядит масштабно, и скорее всего не закончится, пока правительство не увидит реальные изменения в структуре собственности. С другой стороны, по-прежнему говорится об отсутствии уголовной ответственности, но вот экономических последствий собственникам, скорее всего, не избежать, и именно это ограничивает эффект от возможной амнистии. Предприниматели выводили капиталы из РФ, чтобы получить дополнительную выгоду, и они не захотят их возвращать, если им придется ее потерять.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Со стороны бизнеса некоторый спрос на «офшорную амнистию» будет, хотя все капиталы в Россию большинство переводить не станет. Тому есть ряд причин. Во-первых, это генетическое недоверие к российскому государству. А поэтому, во-вторых, будут переводиться только те деньги, которые можно непосредственно инвестировать, причем в такие сферы, которые могут приносить твердую валюту, то есть связанные с экспортом. А таких сфер в условиях санкций будет не так уж много. Конечно, если давление на российские капиталы на Западе продолжится, то амнистией воспользуются больше людей – лучше работать в мало предсказуемой, с их точки зрения, России, чем не работать вообще. В этих условиях различия систем права – английского права в офшорных юрисдикциях и российского в РФ – вряд ли сыграют существенную роль. (Хотя в спокойных условиях это очень важно.) Что касается чиновников, то их положение двойственно. В силу их положения у государства есть рычаги давления на них. А с другой стороны, какая бы ни была амнистия, но «заметка в личном деле» о неизвестно откуда взявшихся капиталах останется. Поэтому те чиновники, о капиталах которых хоть что-то известно, вернут их в Россию, а те, кто надеются, что об их деньгах неизвестно, постараются этого избежать.

Не могу сказать, станет ли в конечном итоге «офшорная амнистия» решением проблем с инвестициями в российскую экономику, но точно может стать, если наш бизнес в эту амнистию поверит и вернет значительную часть капитала.

Успехи кампании по амнистированию капиталов будут, но вряд ли они будут абсолютными. Успех будет абсолютным только в том случае, если давление Запада на российские капиталы за рубежом будет абсолютной. В ином случае часть капиталов на всякий случай будет оставаться на Западе.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: По оценкам Счетной палаты, ежегодно через контролируемые офшоры из России уходит порядка 300 млрд руб., а еще около 400 млрд выводится через неконтролируемые. Исходя из законопроекта о Контролируемых Иностранных Компаниях (КИК), может получиться так, что бизнесу придется платить налоги и по российскому законодательству, и по офшорному. При современном уровне глобализации можно предположить, что капитал все же найдет лазейку и предпочтет уйти в какую-то другую юрисдикцию, кроме российской. По нашим оценкам, деофшоризация может помочь вернуть 10-20 млрд долларов, что не сможет кардинально изменить динамику оттока капитала. Основная проблема с инвестициями и экономическим ростом заключается в неуверенности среднего и крупного бизнеса в будущем, постоянная изменчивость налогового законодательства – если эти вопросы стабилизируются, капиталы перестанут убегать.

Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента Альпари: Амнистия офшорных капиталов, о которой объявил президент Путин, будет пользоваться определенным спросом, однако повального возвращения мы не ждем. На текущий момент говорить о резком росте инвестиционной привлекательности России, к сожалению, не приходится, однако работа в направлении улучшения инвестклимата идет, даже в столь сложных геополитических условиях.

Оффшорная амнистия, безусловно, не является решением всех проблем с инвестициями, ростом экономики и оттоком капитала в ближайшей перспективе, однако позитивную роль сыграет. Успешные прецеденты могут быть использованы в дальнейшем.

Президент говорил о том, что амнистия капитала проводится однократно. В дальнейшем деофшоризация, скорее всего, продолжится, но более жесткими мерами.

Михаил Кузьмин, аналитик Инвесткафе: На мой взгляд, основные проблемы офшоризации экономики, это неопределенность и неуверенность в российском праве. Соответственно, инициатива по амнистии капитала может заинтересовать ряд инвесторов, однако глобального перетока капитала вряд ли стоит ждать. Именно из-за тех двух ключевых проблем, которые я указал выше. Соответственно, эта опция не станет решением всех проблем с инвестициями. Необходима отмена санкций для возобновления фондирования российских компаний и прозрачная и четкая внешняя политика, стимулирующая приток капитала в Россию. Пока этих факторов нет, на значительный приток инвестиций рассчитывать не приходится.

Редакция «Капитала Страны»