Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Дмитрий Журавлев. Россия теперь: свободный полет или управление развитием?

04.12.2014

Осталось совсем немного времени до того момента, когда Президент РФ выступит со своим ежегодным посланием. В России каждое такое послание — не просто протокольное событие. Это некоторая веха, поворотный пункт в жизни страны. Сегодня, в условиях искусственно созданных нашими «партнерами» трудностей, значение этого события еще выше. Именно в послании должны быть определены пути преодоления этих трудностей.

Поэтому мы взяли на себя труд спрогнозировать хотя бы некоторые положения послания, касающиеся региональной ситуации. Конечно, это не будет прогноз в полном смысле этого слова — Владимир Путин знаменит своей способностью находить нетривиальные, трудно прогнозируемые решения. Мы зайдем с другой стороны. Будем говорить о том, что необходимо в сегодняшних условиях, и в первую очередь, для регионов. А из этого перейдем к возможным «предположениям о послании».

Положение регионов может казаться более устойчивым, чем положение федерации — падение цены на нефть не имеет прямого влияния на регионы, не связанные с нефтяной отраслью. Но вот ослабление рубля и естественный рост цен бьет по регионам больнее, чем по федерации. Разница между доходами и расходами граждан в регионах не так уж велика, и повышение цен может оставить многих вообще без денег, что будет иметь и социальные, и экономические последствия. Но что же делать? Стратегии возможно только две:

1. Пассивная — собрать все силы, минимизировать затраты, и пережить неблагоприятный период. Это — стратегия сохранения.

2. Активная — приложить усилия для преодоления неблагоприятной ситуации, для замены неблагоприятных тенденций благоприятными. Это — стратегия развития.

В современных условиях «стратегии сохранения» для нас явно не достаточно. Конечно, конкретные тенденции рано или поздно прекратятся — цены на нефть стабилизируются. Но нет никакой уверенности, что нам не организуют новые негативные тенденции. Есть только один выход — развивать страну, увеличивать ее ресурсы. А значит — стратегия развития.

Но здесь и возникает парадокс. В сегодняшних условиях мы более всего нуждаемся в развитии, но именно сегодняшние условия уменьшают возможности для этого развития.

Каков же выход из парадоксального положения?

А выход простой — перейти в развитии страны от стихийного процесса к сознательному. Проще говоря начать управлять нашим развитием — не просто создавать для него условия, а ставить цели и прилагать усилия к их достижению.

Предвижу возражения: такой подход нанесет удар по рыночной сущности нашей экономики, это станет отступлением в советское прошлое. А, между тем, это не так. «Управление развитием» было модной идеей среди любителей «системного похода» в начале 80-х годов прошлого века. Тогда казалось, что если уж взялись управлять «развитием», то»системность» оказывается обеспеченной полностью, и выдающийся успех почти гарантирован. И лишь позже «управление развитием», предполагавшее централизованное планирование, было оттеснено на задний план «рыночным подходом». Так что «управление развитием» — идея хотя и старая, но совсем не советская.

Если подумать, то сознательное целеполагание рынку никак не противоречит. Рынок не перестанет быть рынком, если его участники, даже такие крупные, как регион или государство, перестанут действовать стихийно, и начнут ставить перед собой стратегические цели. Управление развитием составляет необходимую подсистему новой системы регулирования экономики, включающей индикативное планирование социально-экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования НТП и инновационной активности, а также другие инструменты государственной политики роста. Без активно функционирующей подсистемы развития меры по подъему инвестиционной активности и оживлению производства будут лишены целенаправленности, что может существенно снизить их эффективность.

Первые шаги на пути управления развитием были сделаны некоторое время назад, когда был принят закон о стратегическом планировании (172-ФЗ. от 28 июня 2014 г).

Но сегодняшняя непростая ситуация заставляет ускорить это движение. В условиях недостатка ресурсов развитие можно обеспечить только грамотным выбором целей и концентрацией усилий на их достижении. Для «свободного» движения сразу во всех направлениях в расчете на то, что какое-нибудь из направлений сработает, ресурса заведомо не хватит. Если это верно для страны, то это дважды верно для регионов, где задачи соизмеримы с федеральными, а ресурсы существенно меньше.

Но, чтобы такой подход заработал на региональном уровне, и движение по этому пути стало действительно эффективным, оно должно быть не просто набором управленческих действий, а осознанной стратегией, если хотите — идеологией нашей элиты, в том числе региональной. Министрам можно отдать распоряжение. Но губернаторы эту идею должны понять и принять. И поэтому переход к управлению развитием возможен только в том случае, если эта тема прозвучит в послании. И мы надеемся услышать этот тезис четвертого декабря.

Дмитрий Журавлев — генеральный директор Института региональных проблем (Москва), специально для ИА REGNUM

http://www.regnum.ru/news/1872747.html