Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Помогите страховщикам!

29.11.2014

Стоимость полиса ОСАГО с октября выросла почти на треть, но страховщикам, похоже, и этого мало. Из-за девальвации рубля и повышения лимита выплат «автогражданка» в ближайшие месяцы снова подорожает. На сколько? Выясняла Екатерина КВАШЕНКИНА

Разговоры о необходимости повышения тарифов ОСАГО в России шли несколько лет.

Наконец власти решились на их пересмотр. Новые нормы вступили в силу с октября, и пока автомобилисты не заметили роста ценна «автогражданку» — просто потому, что еще не все продляли полисы. А они подорожали в среднем на 23-30%.

Кроме того, Центробанк, который теперь выступает мегарегулятором страхового рынка, разрешил компаниям самим устанавливать цену ОСАГО в пределах зафиксированного законом коридора. Первый же месяц показал, что все серьезные игроки рынка автогражданки устанавливают максимально допустимую цену. Вот и получается, что обязательные полисы обходятся гражданам почти на треть дороже, чем раньше.

Повышение базового тарифа ОСАГО власти оправдывали тем, что он никогда не пересматривался, хотя за 10 лет существования системы обязательного страхования покупательская способность рубля заметно снизилась. Страховщики еще в 2011 году жаловались на убыточность ОСАГО, а к началу текущего года, по их утверждениям, ситуация стала близкой к критической. Глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы РФ Александр Коваль считает, что, если бы тарифы не были увеличены, «рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».

Почему не хватает?

Казалось бы, полисы с октября стали дороже — страховщики должны быть довольны. Не тут-то было. По словам Сайда Гафурова, научного руководителя исследовательского центра ВВП, «почтив половине регионов страны ОСА ГО остается убыточным для страховщиков».

Депутат Александр Коваль поясняет: «Весь новый тариф уже съеден. Он лишь стабилизировал ситуацию на начало 2014 года».

А сейчас, по мнению депутата, у страховщиков стало еще больше расходов. Часть их обусловлена изменением законодательства:

например, теперь страховые компании должны быстрее обрабатывать запросы клиентов, производить выплаты в течение 20 дней.

Увеличен лимит Европротокола, значительно растут выплаты по ущербу имуществу и вреду здоровья потерпевших в ДТП.

Страховые компании оставляют себе 20% от полиса ОСАГО на ведение дел. «Они и раньше в эти 20% не укладывались, — говорит Александр Коваль, — а теперь им точно не хватит».

Еще один фактор, работающий не в пользу страховщиков, — это падение курса рубля. Из-за него дорожают импортные запчасти, а в большинстве случаев при ремонте используются именно они, ведь даже автомобили отечественных марок далеко не полностью состоят из российских деталей. «Цены на ремонтные работы из-за падения курса рубля тоже вырастут», — уверен Сайд Гафуров.

Интересно, что все те же самые аргументы, за исключением изменения валютного курса, страховщики приводили полгода назад, когда речь шла о необходимости повышения тарифов. В летних спорах между страховщиками и чиновниками продавцы ОСАГО упирали на то, что повышение тарифа нужно из-за роста лимита выплат, из-за Европротокола…

Тариф уже вырос, но они по-прежнему просят его увеличить!

И все по тем же причинам.

В Российском союзе автостраховщиков провели собственное тарифное исследование, чтобы понять, чем новая цена ОСАГО не устраивает страховые компании.

«Результаты тарифного исследования показывают, что с учетом увеличения с 1 октября предельных сумм выплат по имуществу действующий на сегодняшний день базовый тариф ОСАГО недостаточен примерно на 28%», — отмечают в РСА.

Александр Коваль говорит, что сложившаяся ситуация еще не такая критичная, а «самым важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда с 160 000 до 500 000 руб. будут увеличены лимиты по компенсации вреда жизни и здоровью. Одновременно с этим, как заявлял мегарегу-лятор, должны будут соответствующе корректироваться тарифы».

Пересмотр не для всех На счастье простых граждан, по закону базовый тариф ОСАГО можно менять не чаще раза в год.

То есть, несмотря на растущие аппетиты страховщиков, мы могли бы не волноваться, если бы не лазейка с региональными коэффициентами.

Их может повысить Центробанк, и, скорее всего, именно это и будет сделано.

На сколько именно коэффициенты поднимут, прогнозировать пока никто не может. Александр Коваль предполагает, что они «должны быть гибкими и учитывать общее социально-экономическое положение в том или ином регионе, средний доход граждан». Если ориентироваться на расчеты стра ховщиков, то речь может идти о среднем росте стоимости ОСАГО еще на четверть или даже треть.

Пересмотр тарифов может грозить большинству жителей нашей страны. «В 63 регионах России нужно повысить региональные коэффициенты», — утверждает Наталья Данзурун, заместитель директора по страховым рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА». Правда, расчеты Российского союза автостраховщиков осторожнее:

«В 31 регионе территориальный коэффициент ОСАГО не отражает объективную картину убыточности» Страховщики уже отправили в Центробанк свои предложения по изменению порядка расчета стоимости ОСАГО. В том числе они предлагают ориентироваться на показатели аварийности в каждом конкретном регионе для более правильного определения регионального коэффициента.

Остановить Центробанк в принятии очередного непопулярного решения может только серьезное недовольство граждан. Однако Сайд Гафуров, научный руководитель исследовательского центра ВВП, надеется, что «люди просто не заметят рост тарифов». С ним спорит директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, который считает, что «в бедных регионах люди очень даже заметят» очередное подорожание ОСАГО. Правда, Журавлев уверен и в том, что «социального неприятия нового роста не будет». Он говорит: «Люди могут оценить ситуацию в стране в целом; видят, что трудности с ОСАГО, перебои с «поставками» полисов в ряде регионов были вызваны объективными экономическими причинами»

Вывод

В следующем году полисы ОСАГО подорожают. Скорее всего, в среднем по стране рост составит 20-30%. Но увеличение цен будет неравномерно распределено по регионам. Вероятно, они поднимутся там, где произойдет больше ДТП. Насколько именно подорожает автогражданка, станет ясно ближе к апрелю.

Автомир, Москва, 29 ноября