Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Отдам Россию в рабочие руки. Надо ли сдавать землю РФ в аренду азиатским странам? — С.Семенов

21.10.2014

Часть аграрных земель будут переданы в аренду азиатским странам, чьи жители смогут приезжать в Россию вне миграционных квот

Тема: Проблемы национальной политики

Северная Корея планирует арендовать 10-15 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель в Амурской области. Пхеньян также предоставит своего инвестора для организации аграрного производства на этой земле.

Как сообщил заместитель главы Минвостокразвития Максим Шерейкин, Россия требует у иностранного арендатора наличие бизнес-плана с гарантированным финансированием и технологией долгосрочного воспроизводства сельскохозяйственной базы. Работать на подобных арендованных участках будут иностранцы. В конце прошлой недели премьер-министр Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о создании территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, которые предусматривают возможность привлечения иностранных работников без разрешения миграционной службы и выдачу им разрешения на работу вне установленных правительством квот.

Предполагается, что на Дальнем Востоке такие территории появятся в 2015 году, а через три года — и на всей территории России. Ранее глава Министерства по развитию Дальнего Востока Александр Галушка отмечал, что для проектов территорий опережающего развития планируется привлечь 600 млрд инвестиций и 37 тысяч рабочих мест.

Это огромные деньги, которые могли бы помочь задействовать пустующие из-за нехватки рабочих рук сельскохозяйственные угодья в России. Приход в подобные проекты работников из небольшой перенаселенной страны — в КНДР насчитывается 25 миллионов жителей — может снять для них проблему голода, регулярно угрожающего республике.

Однако раздача крупных угодий по всей стране в аренду неконтролируемой ФМС иностранной рабочей силе может иметь и крупные негативные последствия…

— Это очень большая проблема — передача территорий фактически под суверенное управление другими странами. Та масса сложностей, которую мы имеем с гастарбайтерами сегодня, покажется раем на фоне неконтролируемой миграции и утратой контроля над сельхозугодьями по всей стране. Отправить массу приехавших без миграционных квот жителей Юго-Восточной Азии на родину может быть очень проблематично, — говорит генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— С одной стороны, у нас действительно простаивают без обработки большие территории, которые могли бы стать прекрасными сельскохозяйственными угодьями. И причина, действительно, в том, что обрабатывать эти земли у нас попросту некому. Поэтому привлечение дополнительных рабочих рук в аграрные проекты для нас в принципе полезно.

При этом использование рабочих рук из Северной Кореи практиковалось на Дальнем Востоке еще в советские времена, в основном на вырубке леса. Так что опыт такого сотрудничества есть, и никаких негативных моментов, во всяком случае, для нас от такого сотрудничества раньше не было.

Однако излишне напоминать, насколько жестким был административный контроль со стороны советских органов власти даже за собственными гражданами, а за иностранцами — и подавно! Сегодня же смущает в предлагаемом законопроекте именно снятие контроля за трудовыми мигрантами. Не секрет, что в КНДР жить очень тяжело, и поэтому при законном способе приехать к нам жить и работать, очень многие корейцы с удовольствием такой возможностью воспользуются. Причем, очень быстро они окажутся не где-то в тайге на вырубке леса, или распашке полей, а под Москвой…

Для жителей Северной Кореи не только Москва, но и большинство российских регионов представляют собой территории с высоким уровнем жизни, где, по их представлениям, работать можно мало, а жизнь очень сытая и богатая…

Я бы подождал и посмотрел на результаты эксперимента, который ставит сегодня Томская область. Города этого региона традиционно ориентированы на научно-производственную деятельность, но несмотря на наличие хороших земель, работать на них некому, а большое в процентном отношении городское население кормить надо. Сейчас руководство области пробует привлечь китайцев для обработки земель. Но не получится ли, что китайцы начнут жить и управлять территорией сами, без нас?

Было бы лучше установить изначально над подобными проектами полный контроль, в том числе, миграционных властей. Я боюсь, что и томские китайцы расползутся по всей стране, добавляя социально-экономической напряженности. Ведь сегодня и беженцев из Донбасса и Луганской области, если и удается распределить хоть как-то по разным территориям — иначе Ростовская область просто не выдержала бы нагрузки, — то вот включить их в официальную экономическую деятельность пока трудно… Теперь к этому могут добавиться и неконтролируемые потоки азиатов из дальнего зарубежья, которые, к тому же, не говорят по-русски.

— Возможно, такие проекты удастся реализовать с китайскими партнерами. Законопроект не гарантирует нам дождь из китайских инвестиций, но часть их может заработать. Ранее именно наша жесткая позиция по запрету на привлечение на работу на подобных проектах на нашей территории китайцев препятствовала вложению денег из Поднебесной в наш аграрный сектор. Пекин продвигает концепцию: китайские деньги должны приходить с китайскими работниками, — отмечает директор Института региональной политики Булат Столяров.

— Это одна из основных причин отсутствия больших инвестиций со стороны Китая в различные совместные проекты, будь то в девелоперской сфере, в аграрном секторе — вопрос о возможности использования китайской рабочей силы. Либерализация этой сферы со стороны Москвы позволит реально запустить крупные инвестиционные проекты

Возможно, чтобы запустить крупные аграрные проекты придется использовать возможности других российских институтов развития. Ведь речь идет об очень больших суммах — не нужно огромное количество мелких делянок, на деле радикально изменить положение дел в отрасли может десяток или чуть больше мегапроектов. Это амбициозная цель, и я думаю, что она подтверждена на предварительных переговорах конкретными намерениями азиатских инвесторов. Пока же в граничащих с КНР российских регионах есть проблема запуска больших сельскохозяйственных производств.

У китайцев есть большое число избыточных рабочих рук, голодающих. Возникают опасения, что своей землей мы собственно китайцев и накормим. Также популярна фобия, что китайцы, придя работать на нашу территорию, все вывезут. Но нельзя игнорировать тот факт, что Китай является самым большим рынком в этом регионе, там есть самостоятельные крупные инвесторы, а российские проекты зачастую ориентированы именно на организацию совместных предприятий.

Я рекомендую проехать Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и посмотреть: есть ли там контролируемые миграционной службой предприятия китайцев сегодня? Хоть в лесной отрасли, хоть в торговле… Вопрос ведь не в том, быть или не быть Китаю на нашем Дальнем Востоке, открывать или не открывать границу. Тут ответы дает сама жизнь. Мы можем обозначить наши интересы, например, в вопросе, какое качество и количество китайских инвестиций мы хотим у себя видеть. Нам интересны крупные серьезные мегапроекты.

20 октября 2014 года | Сергей Семенов

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1413898200