Ниже 90 или по 150 долларов за баррель: сколько будет стоить нефть?
07.10.2014Автор: Редакция «Капитала Страны»
В пятницу президент «Роснефти» Игорь Сечин в интервью Bloomberg предположил, что через 5-7 лет нефть может подорожать до 140-150 долларов за баррель. При этом намекнул — текущая цена в 90 долларов не позволит разрабатывать трудноизвлекаемые запасы. Насколько убедителен его прогноз?
Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: Фундаментально нефть действительно будет дорожать в перспективе 5-7 лет, но рост может быть и не таким существенным. Все будет зависеть не только от истощения запасов, но и роста потребления. К примеру, если рост экономики Китая существенно замедлится, то уровень 140-150 долларов маловероятен с фундаментальной точки зрения.
Добыча трудноизвлекаемой нефти нерентабельна при цене ниже 100 долларов за баррель на многих месторождениях. В первую очередь, с последствиями столкнутся мировые нефтяные гиганты (Exxon Mobil, Shell и т.д.), поскольку тенденция такова, что легко извлекаемые месторождения, как правило, контролируются государственными нефтяными компаниями, и глобальные игроки вынуждены фокусироваться на трудноизвлекаемых ресурсах. Но именно поэтому вряд ли стоит ожидать, что период дешевой нефти (ниже 100 долларов за баррель) продлится долго.
Снижение нефтяных котировок ниже 90 долларов за баррель крайне маловероятно, поскольку это психологически важная точка для Саудовской Аравии, крупнейшего экспортера «черного золота». При цене ниже 90 долларов Правительство страны может столкнуться с дефицитом бюджета, чего оно, скорее всего, не допустит.
Анна Бодрова, старший аналитик Альпари: Текущее предположение, честно говоря, выглядит достаточно спорным. Есть множество факторов, влияющих на стоимость нефти и ее спрос и предложение, и дело не только в уровнях добычи или изношенности скважин. Существуют весомые геополитические риски, которые могут давить на нефтяные цены продолжительное время. Ситуация на Ближнем Востоке может меняться с точностью до наоборот в сжатые сроки. В этом свете равновесной смотрится цена в 92-93 доллара за баррель в перспективе 5 лет.
Стандартно, стоимость трудноизвлекаемой нефти несколько выше, в ее цену закладываются все издержки. Другое дело, что подобное производство вполне может оказаться нерентабельным. Если это предположение найдет отражение в реальности, финансовые показатели «Роснефти» сократятся на 15-20%. Однако пока для этого нет весомых предпосылок.
Что касается сланцевых революций, то здесь требуется два фактора — время и инвестиции. Кроме того, наращивать объемы добычи сланцевой нефти в США одновременно с увеличением добычи картелем ОПЕК очень сложно, это может разбалансировать и без того тонкий рынок.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Вполне возможно, что период безыдейного «боковика» на рынке нефти заканчивается — сейчас мы видим первый сильный тренд за последние два года, с середины 2012 года (то движение, напомню, на фоне возможного снижения кредитных рейтингов США из-за вероятного технического дефолта). При этом не стоит забывать про ОПЕК — как только цены уйдут ниже отметки в 90 долларов за баррель, картель может вмешаться в ситуацию. Тем более, когда цены ушли ниже локальных минимумов за последнее время.
Стоит отметить, что сейчас против нефти также играет глобальный тренд по укреплению американской валюты. Также ФРС США сворачивает программу количественного смягчения, а в 2015 году планируется начать повышение ставок. В свою очередь ЕЦБ пока только объявил о запуске программы смягчения. При этом я скептически отношусь к прогнозам резкого и длительного падения цен на нефть — пока мировая экономика не нашла устойчивого альтернативного источника (ну или он, по крайней мере, не общедоступен). В такой ситуации катастрофического снижения (ниже себестоимости) произойти не может. Тем более что с течением времени себестоимость добычи быстро растет (в частности, из-за разработки шельфовых зон и сланцевой добычи), что также позитивно влияет на долгосрочные цены на нефть.
В тоже время, уход котировок в район 140-150 долларов за баррель возможен только в ситуации, когда мировая экономика в скором времени выходит на устойчивую траекторию роста (и в развитых странах тоже), а об этом говорить пока рано. В целом, пока предполагаем, что цены на нефть будут оставаться выше отметки в 100 долларов за баррель.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: При сохранении современных тенденций в экономике рост цен на нефть неизбежен (исчерпание легкоизвлекаемой нефти и инфляция об этом позаботятся). А вот с тем, что это произойдет в течение 5-7 лет — большой вопрос. Сегодня нефтедобывающие страны могут легко увеличить объем добычи, и тогда цены будут не расти, а падать, как это было в 80-е годы XX века. На большом временном отрезке цены вырастут, но в краткосрочной перспективе все будет зависеть от действий нефтедобывающих стран. Прогноз Сечина основывается на том, что эти страны будут исходить из экономической выгоды, но как показывает история, они могут пойти на поводу у большого американского брата, и тогда вместо повышения цен мы увидим их понижение.
Что касается трудноизвлекаемой нефти, то она вряд ли будет нерентабельной при цене ниже 100 долларов, скорее, можно говорить о низкой рентабельности. Поэтому нефтедобыче в целом ничего не угрожает. Сверхприбылей, конечно, не будет, но возможность дождаться момента, когда цена поползет вверх, останется. Поэтому вложения в трудно извлекаемую нефть это вложения в завтрашний день.
Если говорить о сланцевой революции, то главной проблемой добычи сланцевых углеводородов является не цена, а экологические последствия. А вот цена устранения этих последствий весьма велика. Поэтому сланцевая энергетика не прижилась на западе Европы и развивать ее предполагается на Украине. В целом, сланцевые углеводороды не конкуренты обычным. Их развитие имеет под собой не экономические, а политические расчеты. Если найдут страну, которую не жалко, а ее нашли, то добыча сланцевых углеводородов будет вестись при любой цене. На территории развитых стран такая добыча, в конечном счете, будет нерентабельна.
Что касается альтернативных источников, то в силу широт, на которых находится основная часть цивилизованного мира, массовое применение ветровой и солнечной энергии (при сегодняшнем уровне развития технологии) вряд ли возможно. Что касается повышения цен, то оно разрушительно только в том случае, если оно будет одномоментно. Но поскольку это длительная тенденция, то рост цен будет медленным и плавным. В конечном счете, цены на остальные товары подтянутся под нефтяные, как это было в 70-х годах. К серьезному удару по мировой экономике это не приведет.