Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Рособрнадзор так выполнил закон, что его пришлось поправлять

01.10.2014

В сентябре Рособрнадзор запретил пяти государственным и шести частным вузам России принимать абитуриентов. Решение полностью соответствовало закону: данные вузы не выполнили предписания по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок. И  надзорное ведомство осуществило санкции, которые должно было осуществить. Казалось бы, все просто – закон суров, но это закон. Но не спешите с выводами. О, каким непростым  оказалось это простое дело.

Начнем с того, что предписание не выполнили не сами вузы, а их филиалы. Ну и что, скажете вы? За филиал отвечает ректор, и правильно его наказать. Но наказывают не ректора, а студентов, причем не только филиала, но и головного вуза. Представляете, как приятно учиться в вузе, которому запрещено принимать абитуриентов? Следующий шаг —  отзыв лицензии. И что с тобой будет потом — вопрос большой. А ведь в учебу вложены не только силы, но и деньги и их тебе вряд ли вернут. Но даже если удастся доучиться, то очевидно, какое отношение будит на рынке труда к выпускнику вуза, потерявшего лицензию. И все это – из-за нерасторопности ректора. Вряд ли это справедливо. Но что ж поделаешь, закон не во всем справедлив.

Но ведь и это ещё не все. Как минимум в четырех случаях вузы ещё до всех проверок подали прошение об отзыве лицензий у филиалов в тот же Рособрнадзор. И, естественно, не собирались исправлять недостатки в структурах, которые уже считали ликвидированными. А в Рособрнадзоре контроль за исполнением предписаний и процедура отзыва лицензий оказалась не в одних руках. И два этих процесса не пересеклись. В результате эти вузы пострадали за желание навести порядок в своей деятельности, то есть сделать то, к чему их и должен принуждать Рособрнадзор. Согласитесь, что в этом есть что то кафкианское.

В силу того, что ситуация затронула тысячи студентов, она стала чревата социальными проблемами. И в дело вмешалась фракция «Единая Россия» в Государственной думе. 25 сентября в ГД прошла встреча Рособрнадзора с ректорами вузов, активное участие в которой приняли депутаты от ЕР. В результате этого ситуация была выведена из тупика. Уже30 сентября Рособрнадзор возобновил прием обучающихся в четырех государственных вузах, которым ранее ведомство запретило принимать абитуриентов. Прием абитуриентов возобновлен в Ивановский государственный университет, Московский государственный машиностроительный университет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Уральский государственный педагогический университет. Более того, чтобы этого не допустить впредь, депутаты могут принять поправку в законодательство, дающую возможность Рособрнадзору применять санкции по отношению к филиалу, если у него найдены нарушения, а не ко всему вузу.

Проблема решена, спасибо депутатам. Но два вопроса остаются.

Первый касается российской административной практики. Как так получилось, что два административных процесса шли в Рособрнадзоре параллельно и не влияя друг на друга? Списать все на «недоработку» отдельных сотрудников или даже руководства ведомства вряд ли удастся – одиннадцать случаев это слишком много для «недоработки», случайной ошибки.

Думается, дело в другом. Рособрнадзор, как и многие другие российские административные органы отвечают не за результат, а за процесс. А при этой позиции административная процедура становится не средством, инструментом достижение цели, а самой целью. В такой ситуации человеку, осуществляющему процедуру по самому его функционалу совершенно не важно, как эта процедура согласуется с другой процедурой, которую осуществляют по отношению к тому же объекту за соседним столом, да и вообще, как вся их деятельность повлияет на действительность. Если мы хотим иметь эффективное управление, от такого управленческого подхода нужно уходить. (Но эта задача масштабная о ней мы поговорим в другой раз).

И второй вопрос, вытекающий из первого: Как может проводиться реформа образования, если для тех, кто её проводит процесс важнее результата? Жаль образования.