Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Почему налог на квартиры падает, а сумма растет

26.09.2014

При переходе на кадастровую оценку недвижимости налоговые платежи ощутимо повысятся для многих россиян. В этих условиях регионам предстоит взвешенно отмерить процентные уровни, используя при этом право повысить ставки на дорогую недвижимость.

В пятницу Госдума РФ рассмотрит в третьем чтении законопроект, наделяющий местные власти правом с 2015 г. переходить на взимание налога на недвижимость физлиц на основе кадастровой стоимости. При утверждении данного документа во втором чтении 24 сентября депутаты обозначили ключевые параметры нововведения.

В частности, были определены ставки в 0-0,3% для жилых объектов (в том числе, недостроенных), гаражей и машино-мест, до 0,5% — для иных строений (в том числе, торговых и офисных помещений) и до 2% — для недвижимости стоимостью от 300 млн руб. При этом предусмотрены налоговые вычеты: в 10 кв м. — на комнату, 20 кв м. — на квартиру и 50 кв м. — на дом. А льготники — пенсионеры, инвалиды и прочие — вовсе освобождены от уплаты названного налога. При условии, что льгота действует только в отношении одного объекта конкретного вида недвижимости.

Таким образом, предусмотрев достаточно невысокие уровни ставок, а также вычеты и льготы, власти постарались минимизировать возможные негативные социальные последствия от нововведения. При том, что в результате перехода на кадастровую оценку стоимости жилья, соответствующие платежи для многих россиян ощутимо вырастут. Скажем, в Москве, при кадастровой стоимости квартиры в 10 млн руб. (а таких в столице много) — при ставке в 0,3% — налоговой платеж составит 30 тыс руб. А налог на недвижимость стоимостью в 30 млн руб. достигнет 90 тыс руб. Правда, с учетом вычетов, эти показатели окажутся ниже. Тогда как в провинции, к примеру, за квартиру с кадастровой стоимостью в 3 млн руб. — при ставке в 0,1% — придется заплатить 3 тыс руб. А при ставке в 0,3% потребуется 9 тыс руб. (без вычетов).

Когда дело дойдет до конкретных расчетов и выплат, настроение налогоплательщиков неизбежно ухудшится, предупредил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, ситуация также осложняется из-за того, что упомянутое налоговое новшество осуществляется не в былые «тучные» годы, когда оно задумывалось изначально, а в сегодняшнее непростое для российской экономики время. Так, на следующий год при официальном прогнозе роста экономики в 1,2% ФБК прогнозирует снижение на 2%. В связи с чем, ожидается снижение доходов населения и увеличение числа увольнений. В подобных обстоятельствах новый платеж в 30 тыс руб в той же Москве или в 9 тыс руб. в провинции станет ощутимой нагрузкой, констатировал Николаев.

В абсолютном выражении указанные суммы не выглядят непосильными. Но если их учитывать в контексте общего повышения налоговой нагрузки (в том числе, за счет подъема акцизов) и увеличения инфляции, то тогда соответствующие платежи, действительно, покажутся более весомым бременем, подтвердила аналитик Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина. А потому, добавила она, в регионах необходимо вести активную разъяснительную работу, информируя население о необходимости перехода на кадастровую оценку недвижимости, которая близка к рыночной и, в большей степени, отвечает сегодняшним реалиям, нежели прежняя устаревшая инвентаризационная формула.

Однако, насколько взвешенно и ответственно региональные власти будут «отмерять» соответствующие процентные ставки?

Парадокс ситуации заключается в том, что повышенные налоговые ставки могут позволить себе более благополучные регионы, тогда как для бедных и дотационных субъектов РФ они сулят дополнительные риски, сформулировал директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Тем не менее, он не исключил того, что какие-то местные власти, желая заткнуть «дыры», не станут по максимуму поднимать планку. А потому, чтобы не наломать дров, очень важно изначально грамотно определить допустимые пределы изменения налоговых уровней. При этом, кстати, региональные власти также смогут воспользоваться правом на дифференциацию ставок, в зависимости от стоимости объекта. С тем, например, чтобы установить более высокие ставки для дорогой недвижимости и меньшие — для жилья эконом-класса, оговорил Журавлев.

А поскольку, добавил он, известно, что в высшую стоимостную категорию от 300 млн руб. попадают считанные единицы объектов, в перспективе, очевидно, следовало бы эту планку снизить, чтобы «охватить» повышенной 2-процентной ставкой большее количество дорогой недвижимости. С этой целью, допустим, далее можно было бы установить выплаты в 0,5% с объектов стоимостью выше 10 млн руб. и на 1% — с0 100-миллионных строений, прикинул директор Института региональных проблем.

Наверное, в будущем к этому вопросу еще вернутся, ответила «Вести Экономика» Александра Суслина. В развитых странах, уточнила она, налоги для физлиц обычно утверждаются единым пакетом, с детальной проработкой множественных оговорок (в том числе, например, по затратам на образование, по которым затем полагается компенсация). Но в России пока придерживаются более простых схем, по которым также проще платить. И чрезмерно осложнять эти схемы сегодня, когда общая экономическая ситуация и без того не проста, вероятно, не следует, отметила аналитик ЭЭГ.

По убеждению же Игоря Николаева, установленный 300-миллионный «потолок» для повышенных налоговых отчислений уже, вряд ли, будет пересмотрен. В том числе, и потому, что среди лиц, причастных к его определению, немало владельцев дорогой недвижимости. «И вообще, не стоит питать иллюзий относительно того, что общее положение дел в отечественной экономике удастся поправить за счет более высокого налогообложения состоятельных людей. Ведь если они перестают ощущать себя комфортно, то предпочитают из такой экономики уйти», — аргументировал директор департамента стратегического анализа ФБК.

Впрочем, главное сегодня — успешно отработать новый налоговый механизм, который, к слову, ориентирован не на одномоментное, а на постепенное повышение платежей (на 20% в течение 5 лет). Причем на старте, похоже, и количество регионов, перешедших на кадастровую систему оценку недвижимости, окажется небольшим. В текущем году налог на недвижимость юрлиц на основе кадастровой оценки взимали лишь в трех регионах — в Москве, Московской и Амурской областях. И к 2015 г., вероятно, запустить сходный механизм в отношении налога с физлиц успеют немногие.

Кстати, в соответствии с прошлогодними корректировками налога на имущество юрлиц, платежи на торговую и офисную недвижимость в Москве в этом году предусмотрены на уровне 1,5%, а в следующем — 1,7%. Это значительно меньше регламентированного налогом на имущество физлиц аналогичного платежа размером до 0,5%. Подобный разнобой, конечно, порождает вопросы. Хотя, возможно, в варианте с «физиками» 0,5-процентная планка установлена для защиты интересов малого бизнеса, предположили эксперты. И в любом случае, указали они, налоговые структуры, непременно, учтут в дальнейшей работе вероятные последствия такого расхождения.

Наталья Приходко

http://www.vestifinance.ru/articles/47444