Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Ядерное разоружение – не утопия, а решаемая проблема

29.08.2014

В Москве по инициативе Посольства Казахстана в РФ состоялся круглый стол на тему «29 августа – Международный день действий против ядерных испытаний». Это не первое мероприятие, посвященное атомной тематике, которое организует дипломатический офис Астаны.

Именно по инициативе Казахстана ежегодно 29 августа отмечается Международный день действий против ядерных испытаний. Активные антиядерные инициативы Казахстана озвучивались на глобальных саммитах по ядерной безопасности в Вашингтоне, Сеуле, Гааге, на международной конференции в Астане, а сам Казахстан вступил в глобальное партнерство стран «Группы восьми» против распространения оружия массового уничтожения».

«Мы всегда занимали и занимаем твердую позицию по вопросам принятия мер для устранения ядерной угрозы», — отметил советник-посланник Посольства РК в РФ Марат Сыздыков.  По его словам, Казахстан целенаправленно и методично отстаивает право на свободу от ядерного оружия. Сегодня результатом такой работы является закрытие Семипалатинского испытательного полигона, отказ страны от четвертого в мире по мощности ядерного арсенала, а также закрытие реактора на быстрых нейтронах в Актау.

«Казахстан считает важным приложить все усилия, направленные на скорейшее проведение Конференции по зоне, свободной от ядерного оружия на Ближнем Востоке, с участием всех государств региона, дальнейшую реализацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, укрепление международного режима ядерного разоружения и нераспространения», — сказал Сыздыков.

Апокалипсический  ядерный сценарий нависал над планетой на протяжении долгих десятилетий холодной войны. С ее окончанием ушла и угроза катастрофы. Однако сегодня мы снова являемся свидетелями сложных процессов на международной арене. Количество региональных конфликтов значительно возросло, а, в отличие от времен холодной войны, когда ядерным оружием обладали ведущие державы, сейчас нельзя исключать того, что этим видом оружия могут обладать не только «неблагонадежные» страны, но даже и экстремистские террористические организации. В частности, как сообщило недавно Международное агентство по атомной энергии, «около 30 стран мира могут в ближайшее время получить технологии для создания ядерного оружия». «Стремление ряда государств и некоторых экстремистских организаций к обладанию ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения представляет сегодня реальную угрозу для международного сообщества. Поэтому все прогрессивное человечество должно активно бороться за мир свободный от ядерного оружия», — сказал в ходе круглого стола независимый казахстанский эксперт по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Асылбек Мендыгалиев.

В этой связи директор Института региональных проблем (ИРП) Дмитрий Журавлев отметил, что сегодня в мире проблема запрещения ядерного оружия и ядерное разоружение стоит острее, чем в период противостояния супердержав.  «Тогда это был вопрос взаимоотношений этих держав. И решалась проблема дипломатическими и  военно-политическими средствами. Сегодня интерес к обладанию ядерным оружием проявляют многие страны третьего мира. Никому не хочется повторить судьбу Ирака и Ливии, а ядерное оружие воспринимается как гарантия безопасности. Поэтому вопрос стал на порядок острее и сложнее», — считает Дмитрий Журавлев.

«Это задача колоссальной сложности», — согласен с главой ИРП директор Информационного центра ООН в Москве Александр Горелик. По его словам, тем не менее, разоружение – не утопия, а решаемая проблема, хоть и крайне высокой степени сложности. «Ядерное разоружение — это один из важных элементов повестки дня. Текущие конфликты и кризисы оттесняют подчас ядерную проблематику, но она никуда не уходит», — сказал Горелик.

Сегодня внимание мирового сообщества в вопросах ядерного оружия фактически сконцентрировано на попытках выработки эффективных решений по «иранскому досье», а также на вопросах возобновления переговоров по денуклеаризации корейского полуострова. Однако ни в коем разе нельзя закрывать глаза на то, что, несмотря на повышающееся понимание ядерной угрозы (речь идет, прежде всего, об угрозе военного использования атома), стран, добровольно отказавшихся или отказывающихся от ядерного потенциала, практически нет. Одни государства продолжают козырять перед другими наличием ядерных боеголовок, другие – всеми силами стремятся их заполучить.

«Возможно, единственным исключением является Казахстан, который не ограничился лишь добровольным отказом от ядерного вооружения. За все время своей 20-летней независимости страна продолжала продвигать идею создания безъядерного мира. Именно такой комплекс практических действий лег в основу международного позиционирования Казахстан» — заявила исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева.

И, наверное, это закономерно, что вслед за осознанием ядерных угроз, Астана приступила к практическому их искоренению на территории Казахстана, если взять во внимание, что в течение 40 лет испытаний на Семипалатинском полигоне произведено свыше 450 ядерных взрывов, в том числе более 120 – в атмосфере. Их суммарная мощность была способна уничтожить две с половиной тысячи Хиросим. Радиация поразила более 300  тыс. кв км казахстанской земли, а от последствий испытаний в Казахстане пострадало более 1,5 млн человек. «Благодаря примеру и активной антиядерной деятельности Казахстана на международной арене были закрыты в последующем испытательные ядерные полигоны Невада в США, Лобнор в Китае и Новая Земля в России», — сказал военный эксперт Асылбек Мендыгалиев. Он подчеркнул, что президент Нурсултан Назарбаев принял решение о ликвидации на территории страны четвертого в мире по мощности ядерного арсенала. «Когда было принято историческое решение, ядерный арсенал Казахстана превышал ядерные силы Великобритании, Франции и Китая вместе взятые», — заявил эксперт.

Казахстан является одним из самых активных борцов за активизацию усилий международного сообщества по укреплению действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) от 1996 года. Он активно участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), выдвинутой в 2006 году президентами США и России. В 2006 г. по инициативе Казахстана в Семипалатинске между Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией был подписан договор о создании безъядерной зоны в Центральной Азии.  Казахстан одним из первых среди стран СНГ присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия,  а также предложил разместить на своей территории депозитарий Международного банка ядерного топлива, действующего под эгидой МАГАТЭ.

«Главным требованием к Международному банку низкообогащенного урана МАГАТЭ является то, что процесс выдачи ядерного топлива должна быть свободным от политики, т.е. не прекращать поставки топлива по политическим мотивам, а сделать его доступным для всех государств, соблюдающих обязательства по соглашениям о гарантиях с МАГАТЭ», — сказал военный эксперт Асылбек Мендыгалиев. Он напомнил, что желание стать оператором банка ядерного топлива высказывали Великобритания, Россия и США. Однако изначально, хранилище ядерного топлива планировалось создать на территории той страны, которая не обладает ядерным оружием, и не будет ограничивать доступ для сотрудников МАГАТЭ.

И еще одна инициатива президента Назарбаева – проект АТОМ. Это международная кампания, разработанная с целью обеспечить мировую общественность информацией об угрозах и последствиях испытаний ядерного оружия. На данный момент общее число подписавших петицию проекта АТОМ составило около 100 000 человек из более чем 100 стран мира.

Решения и шаги президента Казахстана в обеспечении ядерной безопасности заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев назвал действиями мирового масштаба. «Нурсултан Абишевич Назарбаев делает огромную работу, которая имеет исключительно важное значение не только для Казахстана, но и для других государств. По сути, Казахстан показал другим государствам пример — как нужно избавляться от ядерного оружия», — считает Евсеев. Шаг президента Казахстана – образец смелости и демонстрация гуманизма и веры в человеческий разум, поскольку в основе проблем ядерного разоружения лежит кризис доверия.  Даже члены «ядерного клуба» далеко не всегда готовы играть по установленным правилам. А что говорить о тех странах, которые создали ядерное оружие или находятся на пороге его создания, но при этом в закрытый «клуб» ядерных держав не входят?!

В отсутствие эффективных систем контроля за гонкой ядерных вооружений в Южной Азии и на Ближнем Востоке, при угрозе обладания ядерными технологиями международных террористов, на фоне неэффективности Договора о запрещении ядерных испытаний о полном ядерном разоружении можно говорить в долгосрочной перспективе. Однако определенные важные шаги к построению безъядерного мира человечество делает уже сейчас. Для оптимизации этих действий необходимо четко сформулировать основные болевые точки современной системы ядерной безопасности, наметить пути их преодоления и сформировать  общие правила и эффективные механизмы их выполнения всеми странами, обладающими ядерным оружием. «В этом свете инициатива Казахстана об объявлении 29 августа – Международным днем действий против ядерных испытаний, важна еще и тем, что хотя бы в этот день мы можем серьезно обсуждать дискуссионные вопросы и находить точки соприкосновения», — считает исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева.

Виктория Панфилова, обозреватель «НГ»