Зачем делить шкуру будущего ЕАЭС?
13.08.2014Капитал интеграции нельзя разменивать на мелочные претензии
По мнению российского президента Владимира Путина, высказанному с высокой трибуны, развал СССР — величайшая трагедия конца двадцатого века. Понятно, что далеко не везде, в том числе в столицах стран СНГ, это мнение разделяют. Для Запада, особенно для Соединенных Штатов, где Советский Союз называли «империей зла», исчезновение главного геополитического и идейного противника вообще стал праздником.
Но и внутри России восприятие этого события различно. Одни пытаются осознать случившееся, вынести из него уроки и идти вперед, другие, наоборот, мечтают вернутся назад. Уважение великого прошлого понятно и достойно, но как всякое нестественное движение вспять порождает химеры.
Опасным выглядит стремление определенных неонационалистических сил на волне присоединения Крыма с Россией оседлать «лошадку» постоянных территориальных претензий. «Вернуть» Аляску и страны Балтии, присоединить Белоруссию и приграничные регионы соседних стран — такие заявления выглядят по меньшей мере провокационно.
Особенно небезобидны заявления вышедших в тираж националистов о неких «претензиях» на «присоединение» Белоруссии и Северного Казахстана. При этом националисты мотивируют свои заявления восстановлением былого могущества России и якобы необходимости защиты русского населения.
Оба аргумента не выдерживают никакой критики. Защищать русских в Белоруссии и Казахстане не от чего. Межнациональные отношения в этих странах являются образцовыми для всех постсоветских стран, а русский язык имеет официальный статус. У России с Казахстаном и Белоруссией нет неразрешимых противоречий, и именно союз наших стран является основой создаваемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Теперь о том, какие угрозы таят в себе беспочвенные националистические заявления. На самом деле разговоры о несуществующих территориальных претензииях не просто создают атмосеру подозрительности между союзниками, но и могут привести к большим политическим и экономическим потерям – сотрудничество будет восприниматься по меньшей мере нежелательным. Дальше — больше, вплоть до развала Евразийского союза. А значит, все гигантские инфраструктурные проекты Единого экономического пространства будут похоронены, а в этом случае взаимные потери будут исчисляться миллиардами долларов.
Но крах Евразийского союза — это не только прямые потери: Россия, Казахстан, Белоруссия, а вскоре, возможно, и новые участники интеграционного объединения теперь уже навсегда потеряют возможность стать новым центром мировой экономики. Только в рамках Евразийского союза можно создать ядро, соизмеримое с основными современными центрами силы — США, Евросоюзом и Китаем, поэтому крах Евразийского союза — это крах всей региональной экономической и политической стратегии, направленной на модернизацию и самостоятельное развитие России и постсоветских стран в современном экономически эффективном формате.
Получается, что те, кто призывает «разделять и присоединять», наносят России самый настоящий удар под дых. Стоит напомнить, что именно такой удар нанесли по СССР территориальные претензии друг к другу союзных республик. Армения и Азербайджан до сих пор не могут наладить естественные экономические отношения, поскольку не могут решить вопрос Нагорного Карабаха, ставшего точкой невозврата не только для Баку и Еревана, но и всего бывшего СССР.
Вот уж воистину парадокс. Те, кто кричат о величии России за счет ничем не обоснованного «присоединения территорий», ставят палки в колеса ее реальным планам по созданию нового экономического союза — Евразийского. Ростки такого союза сегодня наиболее очевидны и в рамках союзного государства России и Белоруссии, и в отношениях России и Казахстана. Президенты наших стран в течении многих лет содействовали созданию в приграничных областях России и Казахстана новых интеграционных форматов — где свободно идет торговля, развитие взаимного экономического, научного, культурного, интеллектуального капитала.
Русские, казахи и белорусы приграничных регионов уже давно ощущают себя частью единого экономически сильного объединения. Если кто-то хочет разменять интеграционный капитал на мелочевку, которую можно поделить и растащить, то они должны отдавать себе отчет не только в опасности, но и преступности подобных действий.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем.