Главный партнер России по Евразийскому союзу наращивает темпы экономического роста
17.07.2014Казахстан занимается диверсификацией промышленности и подготовкой к «ЭКСПО-2017».
Инициаторами процесса евразийской интеграции уже не раз отмечалось, что основополагающим мотивом для создания ЕАЭС является экономическая обоснованность, вытекающая из объективной необходимости реинтеграции государств на постсоветском пространстве. Уменьшение издержек при перевозке товаров, открытие границ между схожими по потенциалу национальными рынками, создание новых межгосударственных проектов – все это не может не сказаться самым положительным образом на странах, ранее являвшихся частью единой экономической системы.
Помимо явных плюсов, которые предоставляет единое экономическое пространство, создание ЕАЭС может открыть новые возможности и для решения уже давно назревшей, «наболевшей» проблемы по диверсификации российской экономики. В данном случае уместно обратить внимание на опыт одного из главных партнеров РФ – Республику Казахстан.
В 2009 году, в ответ на разразившийся экономический кризис, правительство Казахстана приняло программу форсированной индустриализации страны. В ее рамках планировалось диверсифицировать промышленность и создать новые институты для развития бизнеса. Первый вице-министр министерства индустрии РК Альберт Рау отмечает, что главной задачей было добиться того, чтобы усилия государства и усилия бизнеса эффективно взаимодополняли друг друга, вместе способствовали преодолению проблем, возникших в ходе экономического кризиса. Программа предполагала создание необходимой инфраструктуры, предоставление преференций и оказание реальных мер государственной поддержки.
Результаты налицо: ВВП вырос на 30%, производительность труда на 58,5%, доля инновационных предприятий увеличилась с 4% до 8% (на 100%). Значительные успехи также достигнуты и в машиностроении: его доля увеличилась с 9% до 14,5%, отрасль вышла на 3 место после традиционных металлургии и продуктов питания. Теперь каждый пятый купленный автомобиль в стране собран на местных конвейерах. Как итог, общие объемы производства с 2009 выросли в двадцать один раз.
Ярким примером успеха в машиностроении является локомотивосборочный завод в Астане, занимающийся производством тепловозов по технологии General Electric. За пять лет завод прошел путь от небольшого производства до крупного экспортно-ориентированного проекта. Мощность завода позволяет выпускать 150 локомотивов в год. В дальнейшем его руководством планируется экспансия на российский и прибалтийский рынки. Важной деталью является то, что 40% завода принадлежат российскому транспортному концерну «Трансмашхолдинг».
Стоит отметить, что повышенный интерес руководства Казахстана к модернизации экономики сопряжен с подготовкой к проведению международной выставки ЭКСПО в 2017 году. Это и неудивительно, ведь на протяжении 160 лет выставка является драйвером развития экономики страны, в которой она проходит. Согласно проекту, площадка ЭКСПО превысит 174 гектара, 150 из них — это объекты инфраструктуры, остальное — сами объекты выставки. Миллиард долларов вложат власти страны, еще два поступят от инвесторов. Планируется принять более трех с половиной миллионов гостей из 100 стран мира.
Для нашей страны выставка представляет особый интерес, ведь она посвящена энергии будущего. По словам министра окружающей среды и водных ресурсов Казахстана Нурлана Каппарова, «много российских компаний захотят принять участие в нашем ЭКСПО, ведь у них есть что показать. Такие компании как Газпром, Лукойл, Роснефть и другие компании, которые занимаются не только традиционными источниками энергии, но и возобновляемыми источниками, и другими видами энергетики».
Дмитрий Журавлев, Директор Института региональных проблем.