Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Что ждет Россию от ассоциации Украины с Евросоюзом?

30.06.2014

В пятницу президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Правительство утверждает, что это повредит российской экономике. Используется ли этот аргумент как политический предлог, чтобы ввести санкции за европейский выбор Украины или угрозы реальны?

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
Думаю, что здесь действительно стоит говорить не о дополнительных барьерах, призванных навредить экономике Украине, а о защитных механизмах, которые призваны защитить Российскую Федерацию от возможного реэкспорта европейских товаров через территорию ЕС. Если Украина евроинтегрируется, то договоры межгосударственного сотрудничества между нашими странами должны будут перестать работать. При этом с остальными странами ЕС у нас продолжат действовать протекционистские меры, которые защищают локальных производителей от более развитых компаний на европейском рынке. В такой ситуации эти самые товары смогут попадать на российский рынок через территорию Украины, то есть если пошлины не выровнять до европейских, то ряд отечественных отраслей экономики могут почувствовать дополнительное давление со стороны иностранцев. Сейчас ситуация усложняется тем, что другие страны ТС отказались вводить ограничения, а значит, существуют риски двойного реэкспорта, хотя, конечно, они намного слабее, а в случае с Казахстаном и вовсе стремятся к минимуму – здесь уже надо говорить о сильном влиянии транспортных издержек, при росте которых даже выгода от низких таможенных барьеров будет заметно снижаться. В целом предполагаю, что падение суммарного товарооборота между нашими странами – ожидаемое событие, которое в текущих политических и экономических реалиях в среднесрочной перспективе остановить, к сожалению, не удастся.

Анна Кокорева, аналитик компании Альпари:
Реэкспорт европейских товаров через Украину это реальная проблема для России, а не вымысел. Собственно говоря, Украина нужна ЕС не только как отдельный рынок сбыта, но и как транзитный коридор для реэкспорта. Ведь реэкспорт открывает более широкие рынки, такие как Россия, Казахстан и Белоруссия, что в сумме 170 млн человек. Ни одной из трех стран дополнительная конкуренция не нужна, тем более, что товары, произведенные на территории ЕврАзЭс уступают европейским. В результате, чтобы защитить своего производителя члены ТС откажутся от торговых отношений с Украиной или существенно снизят долю импорта.
Договор о зоне свободной торговли СНГ подразумевает отсутствие количественных ограничений и беспошлинную торговлю за исключением некоторых товаров. Например, для Украины единственным товаром, который в рамках соглашения облагался пошлиной был сахар. Естественно, что рост пошлины с 0% до 7,1%, это ощутимо для украинских производителей.
Экспорт в Россию уже сократился на 50%. Тенденция продолжится и в итоге импорт украинских товаров будет сведен к минимуму.
Несмотря на то, что доля России в украинской внешней торговле составляет 27%, в то время как доля Украины в товарообороте РФ – всего 4,5%, ущерб от реэкспорта будет больше, чем от потери экспорта. Если российские товары вполне могли конкурировать с украинскими и находились на одном уровне, то разрыв между европейскими товарами и отечественными существенный. Это значит, что потребитель будет чаще отказываться от покупки отечественной продукции в пользу иностранной.
Что касается потери экспорта, то импорт из России на Украину составляет 28,4 млрд долларов, а ВВП РФ почти 3,5 трлн долларов, поэтому для нас это капля в море.

Нарек Авакян, аналитик ФК AForex:
С экономической точки зрения, в среднесрочной перспективе для Украины ассоциация с ЕС будет экономической катастрофой – это чисто объективные факторы (более низкая конкурентоспособность украинских товаров), из-за которых украинские производители будут вытеснены с внутренних рынков. При этом внешние рынки никто не открывает – согласно соглашению об ассоциации ЕС вводит жесткую систему квот, которые устанавливают объемы импорта украинских товаров в ЕС даже ниже тех объемов, которые есть на сегодняшний день. И в этих условиях для России естественно возникают определенные экономические риски – ввиду нулевых таможенных пошлин с Украиной в рамках ЗСТ по СНГ, часть европейских товаров может реэкспортом попасть на российские рынки беспошлинным путем. Кроме того, украинская промышленность в условиях вытеснения с внутренних рынков и отсутствия доступа на европейский рынок скорее всего постарается как-то освоить российские рынки, и все это нанесет определенный и довольно существенный ущерб российским промышленным предприятиям. Однако ущерб этот будет, конечно, не катастрофическим – объем товарооборота России с Украиной составляет менее 50 млрд долларов, а украинский экспорт в России немногим более превышает 17 млрд долларов (это менее 5% от совокупного импорта), поэтому даже если российское правительство и не примет защитных торговых мер, вряд ли это как-то сильно скажется на экономике. И на мой взгляд, это вопрос больше экономический, нежели политический, по крайней мере на данный момент. Что же касается последствий для Украины, то они будут гораздо более серьезными – товарооборот с Россией составляет более 35% от общего товарооборота, а с СНГ и вовсе превышает 50% (с ЕС товарооборот лишь чуть более 40%), при этом ежегодный экспорт в Россию украинских товаров превышает 25% от общего объема экспорта. В объемах от ВВП это более 10%, что учитывая текущее плачевное состояние украинской экономики окончательно подорвет платежеспособность страны.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ:
На мой взгляд, это очень большая проблема. Европа затоварена и с радостью заполнит наш рынок. Для нас же это будет означать удар по промышленности и увеличение безработицы, не говоря уже о потерях бюджета от узаконенной контрабанды.
Основными будут даже не прямые потери от пошлин, а потеря украинскими товарами конкурентоспособности и как следствие резкое сокращение украинского экспорта в Россию. Реальный экспорт через Казахстан не возможен – товары придется перевозить через Россию; формальный экспорт, когда товары поставляются с Украины, но «принадлежат» казахским компаниям – возможен, но мало вероятен. И власти и бизнес Казахстана дорожат отношением с Россией. Экспорт через Белоруссию гораздо вероятней. Лукашенко старается поддерживать хорошие отношения с нынешней украинской властью. Но здесь мы сами должны работать с Минском чтобы этого не произошло.
Потери от сокращения товарооборота с Украиной, конечно, будут. Но, во-первых, при нынешних украинских властях подобные потери похоже неизбежны. Во-вторых, «европейский экспорт» ударит не по нашему экспорту а по нашему внутреннему рынку, что гораздо опасней. И наконец, в-третьих, внутренний рынок Украины гораздо меньше, чем те объемы которые может прокачать Европа в Россию через Украину. Поэтому потери от европейской контрабанды будут больше, чем те потери, что мы понесем от уменьшения торговли с Украиной.
Риск существующий здесь, скорее, политический. Если нас и будут наказывать, то не по экономическим, а по политическим мотивам. В политике наказывают не виноватых, а слабых. Если Россия будет слаба ее накажут не зависимо от того, какие действия она предпринимает. Поэтому строить нашу экономическую политику с оглядкой на такие наказания просто не стоит.

http://kapital-rus.ru/articles/article/252784/