Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Дети и деньги

26.06.2014

Финансовую грамотность будут взращивать с младых ногтей
Большинство граждан Российской Федерации не разбираются в финансовых инструментах. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), сегодня почти половина россиян не ведут учета своих доходов и расходов в силу элементарной финансовой безграмотности. Государство уже в ближайшее время планирует реализацию большого федерального проекта по финансовому ликбезу. Между тем, в некоторых российских регионах есть примеры успешно реализованных программ, предназначенных как для взрослой, так и для детской аудитории.
«Нельзя сказать, что в области финансовой грамотности ничего не делается: проводятся мастер-классы, банки финансируют издание учебников по популярной экономике. Проблема в том, что нет единого подхода, единой методологии. Мы хотим совместно с регионами создать базис для подобных программ», — говорит директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Андрей Бокарев. По его словам, в Калининградской и Волгоградской областях подобная программа работает уже около двух лет. «Практика показывает, а социологические исследования подтверждают, что курсы финансовой грамотности нужны большинству россиян, начиная со школьников», — указывает Бокарев.
«Под понятием «повышение финансовой грамотности» подразумевается получение знаний в области банковских услуг, ценных бумаг, страхования, овладение базовыми навыками управления личными финансами и формирование представления о финансовых рисках, — говорит Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Понятно, что в разном возрасте нужно говорить о разном перечне проблем и инструментов, адаптируя язык к особенностям целевой аудитории».
В целом, по мнению экспертов, основы финансовой грамотности, навыки обращения с деньгами должны закладываться еще в детстве и развиваться по мере взросления человека. При этом начинать уроки финансовой грамотности нужно как можно раньше. Для студентов вузов можно проводить семинары, обучающие уроки – для школьников, передачи на телевидении — для самых маленьких.
Центральный банк, например, планирует создать детские обучающие мультфильмы. В прошлом году Сбербанк поддержал проведение Всероссийской олимпиады по финансовым рынкам для старшеклассников. А Банк ВТБ провел детский образовательный арт-проект, в рамках которого детям не только рассказали о принципе работы банковского вклада, но и помогли «оформить» собственный вклад и самостоятельно оценить преимущества такого способа накопления и сбережения.
Интересный проект реализован Банком Хоум Кредит, который создал детскую книгу «Дети и деньги». Книга написана на доступном для детей языке и является в некотором роде самоучителем, с содержанием которого дети могут познакомиться как вместе с родителями, так и самостоятельно. В книге на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет, и, что не менее важно, как сделать из маленьких денег большие. Самое главное что, как и другие подобные материалы, книга абсолютно бесплатна и ее можно официально скачать в Интернете.
Этот и другие проекты могут стать хорошим подспорьем для большой федеральной программы, которая, по информации Минфина, должна быть запущена в ближайшие два месяца в пилотном режиме в десяти российских регионах.
Константин Хлебников, эксперт Института региональных проблем.