Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

«Цивилизованный офшор» в Крыму: реальная возможность или «фантазия» чиновников?

12.05.2014

Российское правительство собирается создать в Крыму «цивилизованный офшор» с возможностью заключать сделки по британскому праву. Сможет ли полуостров конкурировать с Кипром и другими офшорными юрисдикциями за российские капиталы? Можно ли с помощью Крыма провести деофшоризацию российской экономики?

Анна Кокорева, аналитик компании Альпари: Идея создания офшорной зоны в Крыму вполне реализуема и на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что в скором времени для этого могут появиться все необходимые условия. Министерство экономического развития намерено предложить правительству меры, направленные на перерегистрацию владеющих российскими активами предприятий из офшорных юрисдикций в Крым.
Не секрет, что Минфин РФ готовит законопроект по деофшоризации экономики, значит, этот процесс будет принудительным. Безусловно, большинству компаний зарегистрированных в офшорных зонах будет тяжело выйти из тени и тем боле расстаться с частью прибыли, которую удавалось сохранить. В связи с этим многие из них начнут искать альтернативу, и таковой может стать Крым. Таким образом, правительство убьет двух зайцев: деньги будут оставаться внутри страны и у компаний останется выбор.
В условиях, когда другого выбора компаниям будет не дано, усилия властей приведут к положительному результату, и идея о превращении Крыма в офшор реализуется.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: На текущий момент времени Крым – дотационный регион, который по своим ключевым показателям пока не дотягивает до средних по России показателей. Взять хотя бы уровень заработных плат, который в регионе примерно в 2,5 раза ниже. Стоит отметить, что в России в среднем этот показатель от региона к региону отличается не так сильно. ВРП составляет чуть больше 200 млрд руб., на душу населения показатель не дотягивает до 200 тыс., тогда как в РФ в целом этот показатель в районе 500 тыс. рублей., т.е. выше в те же 2,5 раза. Конечно, в такой ситуации необходим масштабный проект по реформированию экономики региона с целью снижения его зависимости от федерального бюджета в будущем, повышения его автономности и увеличения ключевых макроэкономических показателей до средних по России. Такую задачу выполняет федеральная целевая программа по развитию региона.
Думаю, что ключевой момент здесь – быстрое реформирование экономики Крыма и ее встраивание в общую структуру российского государства. В такой ситуации, естественно, все средства хороши. Учитывая, что сейчас в РФ быстро развивается институт ОЭЗ, логично предположить, что именно он будет применен в Крыму – по крайней мере, будет возможность привлечь зарубежные инвестиции, особенно, после охлаждения ситуации на Украине. Конечно, существенно снижение НДС должно замотивировать инвесторов вкладывать деньги в этот регион. Вариант с офшором тоже возможен, тем более он будет играть на пользу общей программе по деофшоризации отечественной экономики.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: Идея, конечно, реализуема, достаточно предоставить капиталу на полуострове офшорные привилегии. Препятствия будут не экономические, а политические и психологические. Офшорные зоны нужны для привлечения денег, но западные инвесторы побоятся идти в разрез с позицией своих правительств, а наши могут испугаться нестабильности в связи с политическим напряжением. Если зона будет реально функционировать, то это положительно скажется на экономике региона.
В принципе, Крым может конкурировать с Кипром, тем более что ситуация на Кипре далека от идеала. Но для этого необходимо преодолеть недоверие, которое испытывает капитал к «новому» месту. Деофшаризацию экономики с помощью офшора провести, конечно, невозможно, можно заменить чужой офшор на свой, что, естественно, лучше, но до деофшорезации здесь еще очень и очень далеко. Что касается интересов государства и бизнеса, то здесь необходим баланс. Государство всегда исходит из своих интересов, но если интересы бизнеса не будут учтены, то он в эту свободную зону свободно не пойдет, и предмет нашего обсуждения просто исчезнет.
В особых зонах возможен особый правовой статус, история знает такие примеры. Так что в применении британского права в Крыму великой проблемы не вижу.
Ярослав Кабаков, Член правления ГК «Народная Казна»: Основные минусы офшорной зоны – невозможность сокрытия конечного бенефициара, в чем и будет уступать Крым Кипру. Но стоит отметить, что данный офшор будет интересен структурам, которые попали под экономические санкции, или есть такая вероятность в будущем, а также государственному капиталу и компаниям, которые на сегодняшний день продолжают пользоваться офшорными схемами при реализации государственных программ. Применение британского права в Российской судебной системе сути не изменит. У нас даже нет кадров, которые смогут его использовать.
Михаил Кузьмин, аналитик Инвесткафе: Основная сложность в данном проекте – это то, что территория Крыма на данный момент не признается большинством стран российской. А, соответственно, притяжение в регион иностранных инвестиций выглядит в среднесрочной перспективе нереализуемой задачей. При этом, действительно, возможен приток внутренних инвестиций: однако, в некоторых случаях это может означать уход инвесторов из других регионов России. В итоге определенные налоговые и бюрократические послабления, конечно, могут положительно сказаться на развитии экономики полуострова.
Действие британского права притягивало многих инвесторов в различные экономические зоны: однако пока, я полагаю, Россия далека от реализации такого сценария на полуострове. В любом случае, без признания территории полуострова российской, даже британское право не сможет привлечь иностранный капитал. В случае же, если ряд российских предпринимателей решит в виду сложной политической ситуации продать бизнес на Западе, то они могут инвестировать в экономику Крыма. Между тем, я считаю, что такой сценарий маловероятен.

http://www.kapital-rus.ru/articles/article/249167/