Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Зачем России собственное рейтинговое агентство?

14.04.2014

Опрос сетевого издания «Капитал страны»
http://www.kapital-rus.ru/articles/article/247603/

России нужно снизить влияние Запада на финансовый сектор ее экономики. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил о необходимости создать рейтинговое агентство, «чтобы рейтинги невозможно было бы включать и выключать по решению правительств». Получится ли это осуществить?

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Кредитные рейтинги – способ градации эмитентов на финансовых рынках по степени их надежности. Соответственно, для большей объективности инвесторы требуют, чтобы у компаний имелось хотя бы два рейтинга от ведущих мировых агентств, так как в такой ситуации они могут надеяться на максимальную точность этих оценок. Также крупные институциональные инвесторы пользуются кредитными рейтингами для очерчивания круга ценных бумаг, в которые они могут и планируют инвестировать. Те активы, которые не соответствуют инвестиционной декларации фонда, просто не рассматриваются. Таким образом, эмитенты, заинтересованные в расширении круга потенциальных инвесторов, притоке капитала и снижению стоимости заимствования на открытом рынке, стремятся получить как можно более высокие кредитные рейтинги у ведущих мировых рейтинговых агентств. Основной фактор, подталкивающий рейтинговые агентства к снижению прогнозов по долгосрочным кредитным рейтингам российских регионов и компаний (конечно же, после снижения аналогичного показателя по суверенному рейтингу страны) – это геополитическая нестабильность на Украине и грозящие этим санкции со стороны ЕС и США. Нельзя забывать и о сокращении объема товарооборота непосредственно между Россией и Украиной. В такой ситуации зарубежные рейтинговые агентства законно обращают внимание мировой общественности на растущие риски инвестирования в российскую экономику. Другой вопрос, что, вероятно, они могут немного сгущать краски. Конечно, на мировой арене в этом сегменте сейчас сформировалась практически монополия. Стоит отметить, что, к примеру, Китай идет по пути формированию независимой аналитики внутри страны. Думаю, что данный рынок, так же как и другие, должен быть избавлен от монополии, что в результате позитивно скажется на качестве механизмов оценки кредитоспособности эмитентов.

Михаил Кузьмин, аналитик Инвесткафе: Чтобы создать агентство каких-то специфических ресурсов, кроме методологических, не нужно. Однако его полноценное функционирование и востребованность услуг – это те вопросы, которые не решить ни за один год, ни за два. Сложно предположить, что участники рынка договорятся построить новое агентство на базе имеющихся.
Я полагаю, что в создании собственного рейтингового агентства нет никакой необходимости. Это не рыночный шаг, который не изменит ситуацию на рынке, и сложно предположить, что услуги такого агентства будут пользоваться широким спросом.
Я думаю, что создаваемое агентство не будет иметь влияния за пределами России. У инвесторов и кредиторов основное требование к агентству – это независимость. В случае если агентство будет государственным или каким-либо образом аффилированным с государственными структурами, инвесторы не станут доверять оценкам такого агентства. А, следовательно, компаниям не будет смысла получать рейтинги такого агентства.
Сложно предположить, что международные рейтинговые агентства следуют какому-либо курсу. Состояние российской экономики ухудшается и риски в связи с ситуацией на Украине, действительно, возрастают. Это объективная реальность. В этом случае международные агентства вынуждены внимательно следить за ситуацией и в случае ее ухудшения должны действовать, понижая рейтинг. Ведь именно за медлительность в изменении рейтингов многие их упрекали во время кризиса 2008 года.

Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента Альпари: Идея создания рейтингового агентства в России абсолютно здравая, поскольку оценки тройки S&P, Moody’s и Fitch выглядят, мягко говоря, некорректными. Слишком сильно на них политическое влияние. К тому же в памяти инвесторов остается провал агентств в преддверие кризиса 2008 года. Российское агентство будет создано «с нуля», однако вполне успешно сможет использовать методические разработки американских коллег. Если у агентства будет хорошая репутация и прозрачная схема работы, то инвесторы со временем будут относиться с доверием к оценкам эмитентов не только в России, но и за ее пределами.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: Агентство можно создать на базе аналитических структур наших «профсоюзов бизнесменов»: Союза промышленников и Опоры России, а так же крупных консалтинговых фирм, например «Тройка диалог». Ориентироваться на данные этого агентства будет можно. Но доверие к его данным возникнет не одномоментно. Поэтому первое, что необходимо это время. Если инвесторы будут многократно убеждаться в верности рейтингов, они начнут им доверять.
Рейтинги сегодня это сумма субъективных мнений экспертов и рейтинговые агентства «ангажированы» общественным мнением, эксперты подвержены пропаганде, если есть негативное мнение «общества» о какой-то стране, оно отражается в рейтингах экспертов. И, конечно, мнение власти влияет на мнения экспертов. А возможно и прямое давление.