Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Может ли Россия продавать свой экспорт за рубли?

09.04.2014

Опрос сетевого издания «Капитал страны».
http://kapital-rus.ru/articles/article/247217

Глава ВТБ Андрей Костин предложил «Газпрому», «Роснефти» и «Рособоронэкспорту» перевести расчеты за свой экспорт в рубли. При существующей угрозе санкций Запада Костин назвал долларовые расчеты «ядерным оружием» против России. Возможно ли на практике осуществить это предложение?

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: В действительности предложение Костина это не новость, а хорошо забытое старое. Продажа товаров за валюту страны, товар продающей, это правило международной торговли существующее с незапамятных времен. И лишь с 1945 года стало принято торговать за доллары, доллар был единственной валютой, привязанной к золоту. Золотой паритет доллара перестал существовать в 70-х годах XX века, а внешнеторговая практика сохранилась. Предложение Костина это не революция, а возвращение к естественному порядку вещей. Осуществление данного предложения приведет к резкому увеличению спроса на рубль, что в свою очередь приведет к повышению курса рубля. Дорогая валюта в свою очередь сделает экспорт менее рентабельным. Это первая опасность. Вторая и более серьезная опасность это спекулятивные игры с рублем. В условиях повышения спроса интерес к таким играм обязательно возникнет. Но думается, что высокий спрос на рубль и укрепление рубля позволят защититься от таких атак.
Если предложение Костина осуществится, то вырастит спрос на рубль, что сделает рубль столь же «свободно конвертируемой» валютой, как и доллар. Если понимать под свободно конвертируемой валютой свободно обменивающуюся на золото, то таких сейчас просто нет.
Бесспорно, такое положение рубля сделает российскую экономику более устойчивой, но и более дорогой. Вопрос, готова ли финансовая система к переходу на рубль в международных расчетах, нужно задавать самому Костину, если он выступает с таким предложением, то, наверное, уверен, что готова. Преимущества для финансовой системы очевидны: необходимость обеспечивать обороты в рублях с необходимостью увеличит мощность этой системы и даст ей гарантированные позиции на международном финансовом рынке.
Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: С технической точки зрения, я не вижу неразрешимых проблем, которые могли бы помешать перевести расчеты крупнейших российских компаний-экспортеров с их внешнеторговыми партнерами в рубли. Тем не менее, следует учитывать, что спрос на экспортируемые из РФ товары в таком случае потенциально значительно сократится, так как не все торговые партнеры будут готовы брать на себя валютные риски и дополнительные транзакционные издержки. Конечно, наши компании-экспортеры могут взять эти риски на себя, вплоть до того, что в цену товаров будет закладываться определенный дисконт к рыночной цене. Однако подобные меры приведут к сокращению экспортной выручки до 5%. Учитывая то, что в последние годы нефтегазовые доходы формируют стабильно около 50% доходной части федерального бюджета, подобное сокращение доходов может обусловить необходимость секвестировать федеральный бюджет. Впрочем, в условиях дальнейшего ухудшения отношений между РФ и странами ЕС и АТЭС и увеличении угрозы введения новых экономических санкций, перевод расчетов в рубли действительно может сократить риски, связанные с расчетами с торговыми партнерами в долларах.
Если говорить о перспективах рубля стать резервной валютой, то российская валюта достаточно свободно конвертируема. Однако, для получения статуса резервной валюты, правительству и ЦБ необходимо продолжать курс на сокращение инфляции за счет политики инфляционного таргетирования. Пока здесь успехи достаточно скромные. Так, в 2012 году инфляция составила 6,6%, а в 2013 году – 6,5%. Основная причина заключается во влиянии продолжительного ослабления рубля и роста цен на ряд пищевых продуктов из-за плохого урожая. Тем не менее, если политика ЦБ РФ по сдерживанию инфляции получит продолжение, то на 2016 год ЦБ вполне может достичь своих планов и уровень инфляции достигнет минимально необходимого для создания резервной валюты уровня в 4%.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Для российских компаний создание такого механизма будет интересно, так как все-таки большая часть затрат компаний географически происходит в России, а значит, в рублях. Таким образом, конвертация долларовой обратно в национальную валюту выручки в любом случае приводит к транзакционным потерям и формирует высокие валютные риски (резкие движения на валютном рынке происходят достаточно часто). С другой стороны формирование цен для заказчиков в российской валюте приведет к тому, что самый популярный инструмент увеличения наполняемости федерального бюджета за счет переоценки – ослабление национальной валюты – перестанет давать ощутимый эффект. К примеру, Китай уже давно предпринимает шаги по уменьшению зависимости от американской валюты, переводя расчеты со своими контрагентами в юани. Думаю, что рабочая обкатка данного механизма расчетов без участия американского доллара будет испытываться именно в торговых отношениях с КНР. Кстати, сами экспортеры тоже за такое решение. Вот, кстати, недавно представитель «Газпрома» заявлял, что концерну это будет интересно, вот только пока нет технической (это уже вопрос к банкам и регулятору) возможности экспортировать свою продукцию в обмен на рубли. В ближайшее время рубль может стать максимум региональной резервной валютой, но о мировом статусе думать действительно рано – здесь пока полное доминирование американского доллара, для которого и евро то, по сути, не соперник. В целом, инициатива перспективная, которая действительно может увеличить независимость российской экономики, но сложно реализуемая в краткосрочной перспективе.
Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента компании Альпари: Предложение Костина о переходе на рублевые расчеты вполне реализуемо. Российские товары, которые на текущий момент пользуются спросом, не потеряют конкурентоспособность только из-за того, что будут оплачиваться другой валютой. К примеру, заменить российский газ для той же Европы поставками из США возможно только через несколько лет и то при масштабных инвестициях и по более высокой цене.
Рубль, хоть и не является свободно конвертируемой валютой в полном смысле этого слова, все же вполне доступен для покупки. ЦБ России уже запустил процесс перехода на плавающее курсообразование, что серьезно приближает нашу валюту к рынку.
Если данное предложение все же будет реализовано, то курс российской валюты вырастет из-за роста спроса на нее со стороны покупателей российского экспорта. Будет усиливаться и роль рубля в мире.
Безусловно, механизм осуществления рублевых расчетов будет требовать серьезной работы, а само решение о его реализации потребует политической воли. В текущем моменте, когда Россия в условиях угрозы санкций со стороны Запада вынуждена защищать свои интересы, процесс вполне может быть запущен, а к новому механизму в итоге адаптируется и бизнес. Рублевые расчеты, безусловно, обеспечат большую устойчивость российской системе и защиту от санкций.
Основная неопределенность в этой истории – по какой формуле будет рассчитываться цена на нефть и газ.