Социальные и экономические основы межнациональных и межрелигиозных конфликтов и роль общественных организаций в их разрешении и недопущении в современных условиях
07.04.2014Выступление Дмитрия Журавлёва на конференции «Международное сотрудничество во имя мира»
Дорогие друзья! Тема нашей конференции – преодоление и недопущение межнациональных и межрелигиозных конфликтов – сегодня является важнейшей темой современной жизни человечества. Конфликты на религиозной и национальной почве стали сегодня, наверное, главным вызовом, человеческой цивилизации. Человечество достигло такого технического и интеллектуального могущества, что никакие внешние силы, кроме космических, не могут нанести ему серьезный ущерб. Зато само человечество вполне способно уничтожить себя, да и все живое на Земле. После крушения биполярного мира межнациональные и религиозные конфликты стали основной формой конфликта внутри человеческой цивилизации, и оказалось, что это самая кровавая затяжная и трудноразрешимая форма конфликта между людьми. Чтобы человеческая цивилизация сохранилась, люди должны научиться преодолевать, а в идеале – не допускать подобные конфликты. Но для того, чтобы добиться этого, нужно понять суть происходящего – понять сущность этих конфликтов.
Масштабность и острота проблемы заставляет исследователей искать в подобных конфликтах проявление глобальных процессов: эти конфликты объявляются проявлением конфликта цивилизаций. На наш взгляд такой подход нарушает принцип «лезвия Оккама» (напомним его современное звучание: «если в полночь вам звонят в дверь, то эта может быть английская королева, но скорее всего – у соседа кончились спички», проще говоря, сначала нужно искать простые объяснения и причины, и только если таковые отсутствуют можно искать сложные и масштабные причины и основания).
В случае с национальными и религиозными конфликтами такие простые причины и основания существуют. Как показывает личный опыт автора, значительное число национальных и религиозных конфликтов являются превращенной формой конфликтов экономических, конфликтов по поводу собственности. Если за тот или иной объект недвижимости борются представители разных народов разных религий или даже разных течений в одной религии, то конфликт принимает форму национального или религиозного. И это естественно: переведя конфликт собственности в религиозный, люди получают возможность гордится собой – ведь они боролись не за меркантильные интересы, а за честь народа или чистоту веры. Но вот беда при такой превращенной форме ущерб несоизмеримо больше, чем при конфликте собственности. При национальном конфликте – как при ядерном взрыве, главный ущерб наносится не взрывом, а радиоактивным заражением. В случае с национальных и религиозных конфликтов такой радиацией становится взаимная ненависть и обида. Конфликт обычно уже преодолен, а ненависть длится несколько поколений. Чтобы гасить такие конфликты необходимо вскрывать их реальную сущность. Более того, если выявить сущность проблемы на раннем этапе, масштабный конфликт можно предотвратить.
Но есть межнациональные и религиозные конфликты, имеющие более глубинные основания, и в этом случае одним выявлением этих оснований конфликт разрешить нельзя. Я говорю о тех национальных и религиозных конфликтах, которые имеют не экономические, а социальные основания.
Главной социальной проблемой, на наш взгляд, является бедность. Но основанием национальных и религиозных конфликтов является не сама бедность, а одно её социально-психологическое следствие – чувство безысходности. Если бедность становится массовой, а социальные лифты работают плохо или совсем не работают, у людей появляется чувство безысходности, то есть абсолютная уверенность, что вне зависимости от усилий человека его положение не может измениться к лучшему; проще говоря, «что не делай – лучше не будет». При наличии бедности человек ещё может пытаться из этой бедности выбраться. С появлением чувства безысходности его отношение к миру меняется. Старшее поколение «уходит в себя» – именно в этой ситуации процветает алкоголизм. Молодежь, не имея возможности изменить свое положением в обществе, пытается изменить общество – сломать общественную структуру, которая не пускает эту молодежь в себя (на свои верхние этажи). Национализм и религиозный экстремизм становится наиболее удобной, а поэтому наиболее востребованной формой такого протеста. Безысходная молодежь легко воспринимает экстремистские и националистические взгляды. Ярким примером этого может служить Украина, где именно на почве социальной безысходности полыхнул националистический пожар.
Как же бороться с такой формой конфликта? Самой простой ответ: бороться с бедностью. Это, бесспорно, необходимо, но не достаточно. Как показывает опыт СССР, чувство безысходности возникает не только от бедности, но и от ощущения независимости твоей судьбы от твоих собственных усилий. Поэтому, кроме борьбы с бедностью необходимо выстраивание социального лифта. Но одного изменения структур и институтов – тоже мало, нужно изменение мировоззрения, создание образа будущего – некоторой идеологической матрицы, которая давала бы людям перспективу и уверенность в том, что это будущее зависит от них. (Когда у СССР был такой образ – молодежь совершала подвиги, а когда он исчез – противопоставило себя строю).
Ярким проявлением возникновение радикализма на основании чувства безысходности в условиях сытости является сетевой терроризм. Это когда молодые люди, не принадлежа к террористическим организациям, но питаясь ненавистью из интернета, идут и совершают теракты (вспомним хотя бы братьев Царнаевых). Но почему такие люди потребляют из интернета именно ненависть? А потому что они не видят своего места в том обществе, в котором живут и мечтают его сломать. Сетевой терроризм невозможно победить традиционными методами спецслужб, так как они борются с организациями и структурами, а здесь ничего подобного нет. Для победы над сетевым терроризмом нужна не столько карательная, сколько идеологическая деятельность – борьба за интернет, борьба за умы.
Но мне могут задать вопрос: а при чем здесь мы? Решение экономических проблем, социальных проблем, борьба с терроризмом это прерогатива государства, причем здесь общественники? Но в том-то и дело, что если наш анализ верен, то решение проблемы без общественности невозможно. Вскрыть экономическую подоплеку конфликтов первого вида может и государство. Но беда в том, что люди, вовлеченные в такой конфликт, чиновникам зачастую не верят. И здесь без независимых арбитров – СМИ и общественности не обойтись. Социальный лифт, общественники, конечно, не построят, но без их участия такой лифт будет возить только «своих». Что же касается образа будущего, борьбы за умы, то здесь неповоротливая государственная машина, очевидно, одна не справится, тем более что бороться придётся не за умы участников движения «Наши», а за умы тех, кто противопоставляет себя власти, а, следовательно, не доверяет ей. Сегодняшняя ситуация требует активного участия общественности в преодолении и предотвращении межнациональных и религиозных конфликтов.