Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Референдум – причины и последствия

17.03.2014

Крымский референдум состоялся. Крымчане высказались за присоединение к России. И очевидно, то Россия пойдет навстречу народному волеизъявлению. Конечно, процесс объединения будет непростым. На полуострове придется кое-что менять: ну например учебные программы в школах, вводить российскую пенсионную систему и так далее нужно как-то урегулировать отношение с Украиной – не оборонять же Перекоп, как в 20-м году. Но все эти трудности, и даже проблемы, не изменят сути – Крым будет частью России.
Почему это происходит и почему это происходит именно сейчас?
Многие на Украине, и на Западе видят в этом экспансию России. Мол, мы так захватываем Крым. Но если подумать, то получается, что концы с концами в этой версии явно не сходятся.
За все четверть века существования незалежной (независимой) Украины, Россия ни разу не ставила вопрос о передаче ей Крыма, да и жители полуострова, хотя и тянулись к России, старались оставаться в рамках законности Украины, но стремясь получить широкую автономию. И понятно, почему. Изменение территориального деления – это всегда политический кризис, и крымчане и Россия стремились все 23 года этого избежать. И если сегодня Крым пошел на референдум, а Россия поддержала это решение, это значит ни России, ни Крыму другого выбора просто не оставили.
Кто же это сделал? Правильно, читатель, новые украинские власти. Уже сам антиконституционный переворот, приведший к власти нынешних лидеров Украины, нанес страшный удар по неокрепшей украинской государственности, поставив под сомнение легитимность этой власти. Но в тот момент вопрос о референдуме ещё не вставал. Но действия и бездействия новых украинских властей сделало референдум неизбежным. И я говорю не только о «Законе о языке». Хотя событие символичное. Страна в разрухе, непонятно как платить пенсии и зарплаты, по улицам бегают банды, а власть занята ущемлением прав собственных граждан – с её точки зрения, это важнее. Жить при такой власти действительно страшно. Но даже не это главное. Украина в кризисе, и новая власть показала, что она готова решать проблемы страны за счет восточных и южных регионов, а поскольку кризис беспрецедентный, то и ограбление этих регионов будит беспрецедентным – кто не хочет быть ограбленным, должен спасаться – вот крымчане и спасаются у нас. И, наконец, наверное, самое главное – нынешняя власть опирается на ультраправых боевиков. В этих условиях у русских на Украине нет гарантий элементарной безопасности, (конечно, всех не убьют, но убить могут каждого) и единственной способ спастись – отгородится от этой Украины. Что и сделали крымчане, (Крыму, имеющему республиканский статус и русские военные базы, сделать это было проще всего) что и пытаются сделать жители Донбасса. Не будь власть Украины такой националистической, Украина была бы цела. Так что, ища виновников нынешнего кризис, а украинским панам стоит посмотреть в зеркало.
Но, так или иначе, что случилось – то случилась. Но что же получит Крым и получит Россия от новой ситуации?
С Крымом все ясно – он получит стабильность, социальную защищенность, рынок для своих товаров и отдыхающих для своих курортов. С Россией сложнее. Конечно, есть прямые экономические выгоды от вхождения Крыма в Россию. Но не стоит их переоценивать. Хотя Крым очень богатый регион, но это все-таки всего лишь регион. Да и в 21 веке, для того что бы пользоваться ресурсами того или иного региона, не обязательно его присоединять, наоборот выгоднее разрабатывать чужой регион, получать прибыль оставляя социальные издержки местному правительству. То же самое можно сказать о военных преимуществах – российские базы в Крыму уже есть, конечно, приняв Крым в состав Росси, мы сделали невозможным развертывание баз НАТО на территории полуострова. И это хорошо. Но и это не так уж много – базы будут развернуты на близлежащих территориях Украины.
Безусловный выигрыш России состоит в другом. Мы спасли своих, и продемонстрировали всему миру, способность и готовность защитить тех, кто нам доверился. И это важно не только с гуманитарной точки зрения (хотя и эта точка зрения очень важна). Только при таком подходе есть шанс завести реальных союзников. В 90-е годы мы сдавали союзников и поддерживали противников, в результате остались без первых в окружении вторых. Сначала в Южной Осетии, а теперь и в Крыму мы, наконец-то, начали защищать друзей от врагов, а не на оборот. Это задача трудная, но без её решения Россия будет на периферии международной политики, а значит и мировой экономики. Так что в длительной перспективе эти действия дадут и экономический эффект.
Но именно поэтому наши действия очень не понравились нашим западным «союзникам».
И поэтому Россию ждут санкции. Масштабы этих санкций пока не ясны. И это происходит потому, что эти санкции ударят по обеим сторонам, и поэтому вводить их не хочется, а не вводить нельзя – иначе запад не поддержит своих союзников, и потеряет лицо. При такой вынужденности введения санкций трудно определить заранее, что будет реально осуществлено, а чем будут только грозить. Но в любом случае, санкции будут. Нам думается, что каковыми бы они ни были, защита Крыма стоит того. Во-первых, из-за того политического и потенциального экономического выигрыша, о котором мы говорили выше. А во-вторых, потому что различными санкциями нам будут грозить при каждом самостоятельном шаге, и лучше, чтобы нарыв санкций прорвался сейчас, когда мы спасаем своих (хотя бы понятно, за что страдаем), чем постоянно висел над нами. В этом случае, возможно, западные союзники поймут тщетность своих усилий.