Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Новая стратегия развития Казахстана – возможности для России

21.01.2014

17 января Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании к народу изложил концепцию вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Важно, что речь идет уже не о политическом курсе в целом, а о конкретных задачах, включая алгоритм действий, сроки и контрольные показатели. Для России это означает, что наш ближайший сосед и партнер готовится к экономическому прорыву, и у него есть все необходимые ресурсы для достижения поставленной цели. Экономическая интеграция наших стран настолько велика, что России так или иначе придется соотносить собственные планы с казахстанской программой. Нельзя упустить шанс использовать модернизацию казахстанской экономики в качестве фактора, способствующего нашему собственному развитию.
Помимо участия в тройственном Таможенном союзе, наши страны объединяет теснейшее сотрудничество на региональном уровне. Особенно сильна кооперация между приграничными и географически близкими областями. В целях координации и развития такого партнерства каждый год собирается Форум межрегионального сотрудничества, — он проходит по очереди в одном из российских или казахстанских приграничных городов. Теперь эти механизмы нужно использовать с максимальной эффективностью и создать новые, если потребуется.
Изложенная Назарбаевым концепция содержит основу для долгосрочных планов по типу советских пятилеток – таких пятилеток предполагается семь.
В Послании отмечается, что сегодняшняя экономическая конъюнктура создает уникальные возможности для достижения поставленных целей. Но внешние условия могут быть не всегда благоприятными. Поэтому задача будет решаться в два этапа. На первом этапе — с 2014 по 2030 год – предполагается рывок, резкое повышение всех показателей. Второй этап – в 2030 – 2050 гг. – должен стать периодом устойчивого развития.
Главным индикатором достижения цели является повышение валового внутреннего продукта на душу населения с 13 до 60 тысяч долларов на человека. Основным инструментом достижения этой цели является инновационная индустриализация, то есть широкое внедрение инноваций во все сферы казахстанской экономики. Для этого намечено семь направлений.
Первое направление предусматривает модернизацию традиционных отраслей, повышение эффективности добычи и глубины переработки сырья за счет современных технологий. Второе направление – модернизация сельского хозяйства. В частности, планируется дать приоритетное право на аренду земли тем, кто использует инновации. Третье направление – развитие перерабатывающих и, в первую очередь, наукоемких производств. Для этого предусматривается рост капиталовложений в науку, включая иностранные инвестиции. Для России как потенциального инвестора важно, что правительство Казахстана намерено давать преимущество не столько тем, кто вкладывает деньги, сколько компаниям, приносящим в страну новые технологии.
Четвертое направление – развитие инфраструктуры, в первую очередь транспорта. В частности, предполагается строительство новой железной дороги протяженностью 1200 км. Очевидно, что это открывает большие возможности для объединения и модернизации транспортных систем обеих наших стран в смежных регионах. Пятое направление – развитие малого и среднего бизнеса. Доля такого бизнеса в экономике страны должна составить 50%. Руководство Казахстана рассчитывает, что способность малого бизнеса быстро перестраиваться, адаптируясь к меняющимся условиям, повысит динамику экономики, а одновременно с этим появится многочисленный средний класс, гарантирующий социальную стабильность.
Шестое направление – развитие самого общества, культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы, без чего невозможна модернизация страны. Наконец, седьмое направление предусматривает модернизацию государственного аппарата.
Нельзя не заметить, что эти планы коррелируют с приоритетами развития российской социально-экономической системы, которые ровно год назад были сформулированы в предвыборных статьях Владимира Путина, а затем закреплены серией майских указов Президента России. Поэтому для нашей страны открываются новые возможности не только с точки зрения получения новых заказов, расширения рынка сбыта и инвестиций, но и в плане постоянного обмена опытом. Прежде всего, это касается практики реализации долгосрочных планов, с конкретными показателями и индикаторами, а также использования принципа увязки инвестиционной политики с внедрением новых технологий.
В целом же можно сказать, что мы присутствуем при начале грандиозного рывка нашего соседа и союзника и искренне желаем ему успеха.
Дмитрий Журавлев