Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Чего ждать от российской экономики в 2014 году?

14.01.2014

Опрос сетевого журнала «Капитал страны».
http://www.kapital-rus.ru/articles/article/242014/

В 2014 году степень неопределенности относительно российской экономики существенно возросла. Россия может ожидать попутного ветра одновременно с четырех сторон. Как скажется на отечественной экономике оживление еврозоны? Что дадут инфраструктурные проекты? Какие тревожные звоночки поступили в декабре?
Прогнозы по росту ВВП в 2014 году разнятся от 2,5% (Минэкономразвития) до 0% (УК «Уралсиб»). Умеренные ожидания только у аналитиков «ВТБ Капитал» – 1,3%. С чем, на ваш взгляд, связан такой разброс в оценке? Какие поводы в новом году есть для оптимизма/пессимизма?

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Думаю, что такой существенный разброс в оценках происходит из-за того, что экономика РФ сейчас находится в подвешенном состоянии, и колебания в 2-3% темпов роста ВВП вполне могут быть сформированы за счет притока инвестиций нерезидентов. Думаю, что именно на это, а также на быструю отдачу от инвестиций средств ФНБ рассчитывают те, кто дает позитивные прогнозы на текущий год. Лично мое мнение по данному поводу – ждать ускорения темпов роста отечественной экономики вряд ли стоит. Боюсь, что меры оживления экономики, которые в 2013 году предприняло правительство, имеют долгосрочное действие, и в 2014 году их влияние будет незначительным, чтобы сформировать общее ускорение темпов роста ВВП.

Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента компании Альпари: Поводов для умеренного оптимизма относительно перспектив экономического роста России в 2014 году достаточно. Во-первых, Европа показывает хоть и слабые, но все же признаки восстановления. Говорить о том, что странам удалось добиться серьезных успехов в решении проблем, пока рано, но статистические данные говорят о том, что ситуация по крайней мере не ухудшается. Во-вторых, активное развитие экономических отношений с АТР, в первую очередь с Китаем относительно крупных поставок нефти и газа. Поставки газа будут осуществляться на условиях, которые изначально отстаивала российская сторона – 360-400 долларов за 1000 кубометров. В-третьих, есть надежда на успехи в борьбе с инфляцией, что в свою очередь позволит ЦБ снизить ставки и стимулировать экономику через более доступные кредиты. В-четвертых, реализация крупных инфраструктурных проектов – реконструкции БАМа, Танссиба, строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги – будет обеспечивать приток инвестиций в основной капитал, в том числе и частных, хоть и не сможет нивелировать урон от заморозки тарифов госмонополий. Эти факторы и станут основными драйверами роста экономики нашей страны в 2014 году.
Поводов для пессимизма так же хватает. Заморозка тарифов монополий привела к серьезному сокращению инвестпрограмм, которые традиционно обеспечивают основной инвестиционный поток для экономики России. Политика ослабления курса рубля, проводимая правительством России с середины прошлого года, пока не оправдала себя с точки зрения ускорения экономического роста и вряд ли достигнет этого результата в 2014 году. Не увидим мы и серьезных позитивных сдвигов от вступления в ВТО в 2014 году. Результаты будут видны не ранее, чем через 3-5 лет.

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: На мой взгляд, основным драйвером роста для экономики РФ в новом году станет выход из рецессии еврозоны. Еврозона является крупнейшим внешнеторговым партнером РФ. После снижения в 2012 и 2013 году, в 2014 году экономика еврозоны вырастет на 1,1%. Растущая европейская экономика будет способствовать росту ВВП РФ за счет активизации секторов добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств. В 2013 году эти сектора экономики были одними из аутсайдеров экономического роста. ВВП от добычи полезных ископаемых за январь-сентябрь 2013 года сократился на 1,1% г/г, а обрабатывающих производств вырос всего на 0,2% г/г. Основным драйвером роста в 2013 году был финансовый сектор, прибавив за январь-сентябрь 12,1% г/г и операции с недвижимостью с ростом на 5,2% г/г.
Если будет реализован сценарий, который подразумевает выход еврозоны из рецессии, то российская экономика помимо финансового сектора и недвижимости получит еще две «точки роста». В таком случае, мы увидим рост ВВП РФ в 2014 году на 2,5% г/г и выше. Если же восстановление экономики еврозоны замедлится, то ВВП вырастет на гораздо меньшую величину – 1-1,5%, по моим оценкам.

Дмитрий Журавлев, Директор Института региональных проблем РФ: Разброс в оценке связан, как всегда, с различием методик оценки и различным значением тех или иных факторов. Оптимизм внушает то обстоятельство, что большинство прогнозирует рост, пусть и минимальный. Если посмотреть на мировую ситуацию, это действительно повод для оптимизма.

В 2014 году из Фонда национального благосостояния на ряд инфраструктурных проектов будут выделены средства в размере 450 млрд руб. Скажется ли это на росте инвестиций в основной капитал или не сможет скрасить картину на фоне сокращения инвестиционных программ естественных монополий и отсутствия частных инвестиций?

Антон Сороко: Инвестиции из ФНБ заточены на то, чтобы формировать множественный мультипликативный эффект, а на первом этапе реализации этих проектов, его ждать не стоит.

Дарья Желаннова: Вложение всех денег ФНБ в российскую экономику – это, как заявил президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции в декабре 2013 года, смягчение денежной политики, реализация которой в текущих условиях не оправдана. Было принято решение инвестировать только 40%, а остальное – в т.н. «подушку безопасности» для поддержки соцрасходов на достойном уровне в случае необходимости. В этом ключе политику российского правительства вполне можно расценивать как здравую. Действие бюджетного правила, когда лишние «незаработанные» деньги, т.е. полученные за счет роста цен на нефть на мировом рынке, изымаются из системы и делают ее более устойчивой.

Тимур Нигматуллин: Любые стимулирующие программы позитивны для экономического роста. Однако стоит отметить, что инфраструктурные проекты являются одним из самых неэффективных способов стимулирования экономики. Дело в том, что соответствующие вложения подразумевают значительный срок проектирования. К моменту начала выделения средств необходимость в стимулировании экономического роста может отпасть. Форсирование же проектировочных процессов может привести к снижению эффективности расходования средств. На мой взгляд, более эффективным было бы объявление налоговых каникул для малого и среднего бизнеса.

Дмитрий Журавлев: Собственно, инфраструктурные проекты и существуют для увеличения привлекательности капиталовложений, в первую очередь частных. Если такие проекты осуществлены там, где нужно и так как нужно, это не может не привести к росту инвестиций. Но я бы не ждал очень большого роста. Инвестор, в первую очередь иностранный, привык с недоверием относиться к нашему рынку и полностью преодолеть эту привычку пока не удалось.

Какие драйверы роста экономики вы можете назвать в 2014 году? Останется ли одним из них потребление или стагнация в экономике ударит и по нему?

Антон Сороко: В 2014 году в развивающихся странах может дать сбой один из ключевых факторов роста ВВП – внутренний совокупный спрос. Если это произойдет, то отток капитала из страны только усилится. Например, уже по итогам декабря можно предположить, что данная тенденция уже начала зарождаться – крупнейший розничный ритейлер в РФ «Магнит» опубликовал свои неаудированную выручку по итогам декабря 2013 года, где зафиксировал падение темпов роста (декабрь к декабрю) общей выручки и среднего чека. Стоит отметить, что магазины компании есть практически по всей стране, так что его результаты можно считать достаточно точной выборкой по розничному сектору, и то, что мы увидели в декабре, является тревожным признаком.

Тимур Нигматуллин: Я не думаю, что потребление домохозяйств будет драйвером роста ВВП РФ в 2014 году. Скорее всего, мы увидим стагнацию в данном секторе в виду снижения курса рубля и стремлении населения экономить на покупке товаров длительного спроса.

Дмитрий Журавлев: Те же инфраструктурные проекты, развитие производства. Удар по спросу уже произошел, и нанесло его начинающееся наведение порядка в области потребительского кредитования. Мы богатая страна бедных людей и спрос у нас в действительности искусственный. Но на уровне провинции снижение спроса, мне кажется, не будет существенным, так как там он близок к витальному минимуму. Как показывает практика, при низком уровне жизни экономика развивается не за счет внутреннего спроса, а за счет очень выгодного экспорта (так стартовали и Китай и Индия). Но чтобы воспользоваться этим преимуществом, нужно развивать производство.