Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Агентство по привлечению инвестиций – шаг вперед или еще одно передаточное звено бюрократического механизма?

18.12.2013

В своем интервью газете «Известия» министр регионального развития Игорь Слюняев рассказал о создаваемом министерством агентстве по привлечению инвестиций. Данная структура регистрируется в министерстве юстиции как автономная некоммерческая организация. Необходимость создания этого агентства министр связал с очень низким качеством инвестиционных проектов поступающих из регионов. «Только 10% можно квалифицировать как полноценные проекты, остальное «хотелки» за которыми нет даже надлежащей проработки бизнес-идеи, тем более – финансовых обоснований» – говорит министр. И продолжает: «Мы опираясь на полномочия Минрегиона, пошли на такой шаг (создание агентства), чтобы в стране появилась площадка, на которой инвестор, организация, инициирующая проект, заинтересованные в нем органы местной и региональной власти нашли бы друг друга».
Из этих цитат видно, что у агентства будут две функции: непосредственное привлечения инвестиций и подтягивания региональных инвестиционных проектов, да и шире — всей работы по привлечению инвестиций до приемлемого уровня.
Но если так, то встает вопрос: как же быть с работой корпораций развития, существующих в большинстве регионов России? Считать их работу неудовлетворительной? Между тем, очевидно, что данные структуры продемонстрировали как раз успехи. (Мы тоже неоднократно писали об этом).
Да, успехи очевидны, но очевидны и трудности (мы, кстати, о них тоже писали). Не учили нашего регионального чиновника привлекать инвестиции, работать с инвесторами и так далее. Особенно трудно дается работа с иностранными инвесторами: наш государственный аппарат вырос из монополии внешней торговли – регионы не имеют, да и не могли иметь специалистов по внешнеэкономической деятельности. В результате регионы достигали своих успехов, учась на ходу, прилагая огромные усилия.
Новое агентство, имеющее возможность привлекать высококвалифицированные кадры, способно снять данные трудности. Да и доверие к федеральной власти со стороны инвесторов выше, чем к региональной. И это дает новому агентству дополнительные возможности.
Так что у новой структуры есть все шансы стать логическим завершением – центром ресурсным и методологическим системы региональных корпораций развития – федеральной корпорацией развития. И в этом случае, это и будет новый шаг развития наших регионов. Конечно, будет ли эта возможность реализована, зависит от конкретной работы – от умения выстроить взаимодействия федерального и регионального уровня, а не просто выстроить ещё одну вертикаль. Но то, что такая возможность есть – очевидно.
И ещё один вопрос: как соотносится новое агентство с Агентством Стратегических Инициатив (АСИ)? Не будут ли эти организации мешать друг другу? Нет ли здесь аппаратной интриги?
На наш взгляд оснований для интриги и даже конкуренции здесь нет. АСИ в соответствии со своим названием занимается стратегическими вопросами инвестиционного климата – правилами игры; новое агентство будет заниматься конкретными проектами. Так что, скорее всего они не будут пересекаться. Но взаимное влияние очевидно будет – правила игры, выработанные одними, будут реализовываться другими.