Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Дефолт США: Сколько еще будет расти американский госдолг?

09.10.2013

Опрос журнала «Капитал страны»
http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/237603/

Как это отразится на золотовалютных запасах России и вкладах в гособлигации США? Насколько серьезно поменяется финансовая конфигурация российской экономики? Каким может быть ущерб? К чему приведет ухудшение мировой конъюнктуры, учитывая, что российская экономика находится в рецессии?

Даниил Маркелов, аналитик Инвесткафе: На 01.10.2013 золотовалютные резервы России составляют 522 млрд долларов, причем 466 млрд в иностранной валюте и 43 млрд в золоте. В том числе 150 млрд долларов хранится в государственных облигациях США. Дефолт США приведет к повышенной волатильности доллара, снижению мирового ВВП и стоимости основных ресурсов. Таким образом, может произойти значительное обесценивание золотовалютных резервов РФ. Однако, при бегстве инвесторов в «качество», вырастет стоимость государственным облигаций США, что положительно скажется на размере золотовалютного резерва РФ. Вместе с этим произойдет сокращение иностранных инвестиций. Дефолт США фактически заморозит рынок кредитования и произойдет реструктуризация обязательств. При этом доверие инвесторов к правительству сократится, в результате чего обслуживание долга станет еще дороже ввиду повышения процентных ставок. Для кредиторов реструктуризация будет значить растягивание выплат на еще большее количество лет. Однако последствия для России будут не так непоправимы как, например, для Китая, так как объем займа у Китая составляет почти 1170 млрд долларов, в то время как Россия одолжила Америке 150 млрд долларов.

Дмитрий Журавлев, Директор Института региональных проблем РФ: Это будет означать фактическое уменьшение золотовалютных запасов. Но существенным это будет настолько, насколько нам нужно будет оплачивать новые контракты, где цены будут стоять уже не в долларах. Но здесь возможен, хотя и маловероятен, положительный эффект – наша экономика повернется внутрь страны, а значит, придется заниматься не только сырьем. А вот для финансового сектора наступят тяжелые времена.

Анна Кокорева, аналитик компании Альпари: Если 17 октября 2013 года потолок госдолга не будет поднят, США объявит технический дефолт. Это позитивно скажется на золотых запасах России и негативно на валютных. Доллар обесценится, значит, стоимость валютных резервов нашей страны резко упадет. Золото, как защитный актив наоборот вырастет в цене, таким образом, стоимость золотых резервов возрастет. Дефолт США будет означать неспособность страны платить по своим обязательствам. В таком случае вложения России в гособлигации Штатов потеряют свою ценность. Наша страна не сможет вернуть свои деньги, затраченные на покупку американских долговых бумаг, а это 138 млрд долларов.

Сороко Антон, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: У инвесторов по всему миру есть стойкое ощущение, что последние события в Конгрессе не относятся к экономике. Да, ВВП США потеряет небольшую долю роста из-за простоя государственных учреждений, но на кону более существенные для функционирования государства вопросы. Например, программа Obamacare, отмена которой существенно ударит, не только по репутации президента страны, но и по ВВП США. Я считаю, что республиканцам и демократам удастся договориться, если не в ближайшие дни, то уж точно в ближайшую неделю. Причем, думаю, что в итоговом компромиссе будет вестись разговор не только о бюджете, но и планке государственного долга США (напомню, по предварительным оценкам денег у Казначейства осталось до 17 октября). Вполне возможно, что решение этих двух проблем будет содержаться в одном решении политиков, что может вызвать существенное повышение фондовых рынков.

Вероятность дефолта США я расцениваю как маловероятную, так что рассуждать о последствиях такого события, думаю, рано. Перед экономикой США стоят куда более существенные проблемы (раздутый баланс ФРС, риски роста ставок после завершения QE и т.д.), которые в долгосрочной перспективе политикам еще придется решать.

Как пишет издание Bloomberg, отказ от выплаты госдолга США приведет к остановке кредитного механизма на пять триллионов долларов в мировом масштабе. Пострадают финансовые рынки от Швейцарии до Бразилии. Доллар обесценится как резервная валюта, и мир погрузится в экономическую депрессию. Кто, помимо США, понесет наибольшие потери? Насколько Россия встроена в существующую финансовую систему, чтобы полноценно ощутить на себе возможный кризис?

Даниил Маркелов: Как я уже сказал, Россия не является самым крупным кредитором США. Больше всего от реструктуризации госдолга пострадают Китай и Япония, так как суммарно они кредитовали США на 2,2 трлн долларов, что составляет примерно 40%. Долг перед Россией не превышает 3% от 5 трлн долларов. Тем не менее, на Россию, в большей степени, повлияет повышение волатильности доллара США, так как это заставит в значительной степени колебаться как стоимость золотого резерва РФ, так и доходы от нефтегазового сектора. Таким образом, для России дефолт США несет больше неопределенности, нежели проблем в экономике.

Дмитрий Журавлев: Речь не идет об отказе выплаты госдолга. Никто не собирался и не собирается его выплачивать. Во-первых, это не возможно. Во-вторых, если бы это случилось, это была бы катастрофа не меньшая чем дефолт США. Если бы все долговые доллары попали бы в экономику, на них просто не нашлось бы товаров. Мир утонул бы в долларах, которые обесценились бы точно так же как и в случае с дефолтом. Речь идет лишь о невозможности увеличить долг и с помощью этого увеличения финансировать американские государственные расходы. Дело это внутреннее для США. Но сегодняшний кризис понижает доверие к доллару и тем самым бьет по финансовым рынкам. На наш взгляд, в первую очередь пострадают европейцы, чьи золотовалютные запасы состоят в основном из доллара и страны, чей экспорт ориентирован на США, в первую очередь Китай. В России пострадают сырьевики-экспортеры – в условиях кризиса потребность в сырье падает. Но поскольку экспорт сырья основа нашей экономики, то рикошетом попадет по всем отраслям. Конечно, пострадает банковский сектор, тесно связанный с банками Запада.

Анна Кокорева: Наибольшие потери от остановки кредитного механизма Штатов понесут Китай и Япония. Так как данные страны приобрели наибольшее количество гособлигаций США. Сумма государственного долга Штатов (в облигациях) перед Китаем составляет 1,27 трлн долларов, а перед Японией 1,08 трлн долларов. Серьезным образом пострадает экономика развивающихся стран (Бразилия, Индия, в том числе и Россия), так как их валюты сильно укрепятся. В условиях, когда большинство из них проводит ослабление, чтобы залатать дыры в бюджете, это приведет к кризису и затяжной рецессии. Мягкая монетарная политика ЕЦБ и Банка Японии потеряет всякий смысл. Дорогая йена и евро негативно отразятся на производителях Японии и Евросоюза, экспорт данных регионов резко упадет, а дефицит торгового баланса возрастет. Ослабление доллара негативно отразится на нефтегазовой отрасли России, которая обеспечивает 70% доходов федерального бюджета. Во-первых, с приходом глобального кризиса, спрос на углеводородное сырье упадет. Во-вторых, дешевый доллар сократит доходы от экспорта сырья.

Представители «Чайной партии» в Конгрессе используют предстоящие дебаты о повышении уровня госдолга США для давления на Белый дом. Несмотря на то что ситуация загнана в тупик, радикально настроенные республиканцы говорят, в частности, что с 1978 года США 58 раз поднимали лимит госдолга и никогда не урезали госрасходы, не оптимизировали управление страной. На ваш взгляд, сколько еще может расти госдолг США и способна ли Америка изменить что-то в управлении государством, избежав финансовой катастрофы? Не скажется ли требуемое республиканцами урезание расходов на финансовой привлекательности американской экономики?

Даниил Маркелов: Финансовая привлекательность будет зависеть от принятого решения. Победа республиканцев будет значить большое сокращение расходов, а соответственно – значительное замедление восстановление экономики. На данный момент, отпуск госслужащих уже может повлиять на ВВП США сокращением на 0,2-05 п. п. Однако, в этом случае, инвесторы предпочтут бегство в «качество», в результате которого может расти рынок гособлигаций, национальной валюты и падать фондовый рынок. В случае победы демократов во главе с Бараком Обамой, расходы сохранятся, а значит, сохранится дефицит бюджета, который будет угнетающе влиять на инвесторов. Тем не менее, повышение потолка госдолга позволит избежать огромных проблем для мировой экономики, которые появятся в случае дефолта США. Таким образом, я считаю, что потолок госдолга, как и раньше, будет повышен, а требования республиканцев, изначально радикальные, будут ослаблены до приемлемых для демократов.

Однако не стоит забывать про технический дефолт 1979 года, когда решение было принято в последний момент. Тогда правительство не смогло выплатить 120 млн долларов частным инвесторам, что привело к повышению процентных ставок по государственным ценным бумагам. Однако даже повышение процентной ставки на 0,6% и повышение стоимости обслуживания госдолга, не создало тогда большим проблем для США. Поэтому, в случае технического дефолта этого года, также не стоит ожидать серьезных проблем, так как их государство США постарается решить максимально быстро, чтобы удержать падение экономики.

Дмитрий Журавлев: В том то и дело, что сегодняшний кризис для США не экономический, а внутриполитический. Его причина в противостоянии демократического президента и республиканского конгресса. Если бы потолок госдолга не нужно было утверждать в Конгрессе, ни какого кризиса бы не было. Для современной американской экономики долг это не проблема, а инструмент развития. Это способ дешево привлечь чужие деньги в свою экономику и расплатиться за экспорт, а за счет госрасходов стимулировать производство. Поскольку никто не ждет, что долг будет погашен, то инструмент этот весьма эффективен. Не было бы долга, не было бы роста американской экономики. Поэтому, в конечном счете, потолок долга будет поднят. И кризис будет продолжаться лишь в том случае, если поставлена задача убрать Обаму из Белого дома. Что касается урезания расходов, то сокращение государственного аппарата это мелочь, а сокращение расходов на оборону республиканцы не требуют. Да республиканцам идеологически ближе система низких налогов и свободного предпринимательства. Но реально отказаться от долговой накачки экономики они не могут (президент Джордж Буш даже не пытался). Поэтому борьба партий не перейдет в экономическую плоскость и все вскоре разрешится.

Анна Кокорева: На мой взгляд, вряд ли США что-то изменят в своей политике и подымут планку госдолга в 59-ый раз, который на текущий момент достиг 73% ВВП и это не предел. Например, внешний долг Японии составляет 215% ВВП. Урезание расходов повлияет на привлекательность отдельных секторов экономики США. Все зависит от того, на чем конгресс решит сэкономить. Если на здравоохранении, то привлекательность потеряют компании данного сектора.