Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

РЫБНЫЙ БИЗНЕС ПО-КОРЕЙСКИ

26.07.2013

Дальневосточные регионы страдают от незаконного рыбного промысла соседей.

Продовольственная безопасность государства во многом зависит от поставок водных биоресурсов, являющихся быстро возобновляемым и относительно дешевым источником белков животного происхождения. Именно поэтому большинство развитых стран, как и Россия, использует политику ограничения доступа иностранным компаниям в стратегические отрасли экономики, к которым с 2008 года относится рыбная отрасль.
На практике же соседям по Азиатско-Тихоокеанскому региону нередко удается взять под контроль значительную часть отечественной рыбодобычи. На рубеже 2011-2012 годов гонконгская компания «Pacific Andes» публично заявила о контроле 60% добычи российского минтая. Заявление мгновенно привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы. После продолжительного расследования иностранному холдингу пришлось выставить на продажу свои российские активы, а затем попытаться вернуться на рынок на законных основаниях. Сегодня рыбная отрасль России снова нуждается в государственной защите, на этот раз от корейских компаний.
На Дальнем Востоке разгорается новый картельный скандал. Федеральная антимонопольная служба выявила ряд российских рыбодобывающих компаний, контролируемых Кореей. Суммарный объем добываемого ими минтая составляет 220-250 тыс. тонн или 12-15% от общероссийской квоты. По информации системы «СПАРК-Интерфакс», корейские компании участвовали в управлении следующих российских компаний: ООО «Авангард» (корейская Silla Co LTD), ООО «Антарес» и ООО «Уссури» (Hansung Enterprise), ООО «Орион», ООО «Оладон» и ООО «Поллукс» (Sajo Industries и SajoDaerim Corporation). Данные компании нарушают сразу два российских закона: «О рыболовстве» и ФЗ «Об иностранных инвестициях».
«Корейские компании должны продать около 20 российских рыболовецких предприятий, в которых они получили контроль незаконным путем», — считает заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев по поводу сложившейся ситуации. – «Они не получали от РФ квот на вылов водных биоресурсов. Они должны уйти – так же, как это сделала Pacific Andes».
Но вместо того, чтобы защитить отечественных рыболовов, Россия предоставила Южной Корее новые квоты на вылов рыбы. Буквально на днях Межправительственная комиссия на 20 тыс. тонн увеличила южнокорейские квоты в российской исключительной экономической зоне. В результате на корейский берег попадут не только сотни тысяч тонн добытой по «серым схемам» рыбы, но и вполне законный груз. Не стоит забывать и о проблеме корейского браконьерства, масштабы которого отметили даже экологи Гринписа в своем недавнем отчете. Складывающаяся ситуация требует скорейших действий Федеральной антимонопольной службы и комиссии по иностранным инвестициям.
Корейская модель «серого» бизнеса гораздо более деструктивна для региона, чем китайская. Pacific Andes вывозили из России преимущественно филе и сурими минтая. Первичная обработка минтая увеличивает добавленную стоимость, тем самым сказываясь и на доходах компании, и на зарплатах ее сотрудников, и на региональном бюджете. Корейские же рыболовы вывозят заграницу исключительно рыбу-сырца, так называемый «кругляк», — самый дешевый продукт на рыбном рынке. В результате «ресурсное проклятие», традиционно охватывающее добычу углеводородов, начинает довлеть и над рыбной отраслью.
Рассматривая «рыбный» аспект российско-корейских отношений, нужно принимать во внимание один факт. Развитая перерабатывающая инфраструктура, существующая сейчас в Южной Корее, сильно зависит от поставок российского сырья. В перспективе этим рычагом давления можно воспользоваться для создания совместных перерабатывающих предприятий на территории России. Подобные предприятия могли бы стать толчком к развитию отечественной переработки. Нельзя сбрасывать со счетов и положительное влияние на валовый региональный продукт (ВРП), а также создание рабочих мест для жителей регионов. Возникновение собственного сектора переработки прямо скажется на спросе на российские морепродукты.
Илья Слугин, эксперт Института региональных проблем