Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Рейтинг Путина и протестные настроения – парадокс, которого не было

17.07.2013

Михаил Дмитриев, глава Центра стратегических разработок (входит в Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина), презентовал доклад «О новых тенденциях в общественно-политических настроениях российского населения». Эксперты ЦСР пришли к противоречивым на первый взгляд выводам. Недовольство и протестные настроения в стране поднялись до критического уровня, запрос на демократию стал повсеместным. В то же время рейтинги Единой России и президента Путина стабильны, и понижаться не собираются. При этом наиболее высокую лояльность к правящему режиму сегодня демонстрируют… жители Москвы – отмечает в своем комментарии к докладу ЦСР известный журналист и историк Николай Сванидзе.
Господин Сванидзе считает, что парадокс здесь чисто внешний. Просто столичный либеральный политический протест сменился провинциальным социальным протестом. То есть, протест немногочисленного среднего класса, жаждущего западной демократии, сменился массовым протестом низших классов, жаждущих социального равенства. При этом протест низших классов традиционно не направлен против центральной власти. Поэтому рейтинг власти сохраняется, а протесты растут. Но, похоже, господин Сванидзе считает, что лояльность власти – это дело временное, рано или поздно протесты обратятся против федеральной власти.
В двух пунктах мы с господином Сванидзе согласны. Протесты сегодня действительно связаны не с политическими, а с социальными причинами. И между наличием социального протеста и стабильной поддержкой власти нет противоречия. Но вот причины такой ситуации мы видим совершенно в другом. Народ поддерживает власть не в силу привычки (традиции), а в силу того, что он не считает эту власть основным виновником социальной несправедливости. Скорее наоборот. Народ помнит, что основы чудовищного социального расслоения (несправедливости) заложили наши либералы, то есть – как раз сегодняшние лидеры оппозиции. И поэтому естественно, что социальные протесты не приводят к снижению рейтинга власти – они приводят к снижению рейтинга либеральной оппозиции. Более того, активность нашей оппозиции является средством повышения рейтинга власти, так как оппозиция демонстрирует, что политическая альтернатива нынешней власти гораздо хуже самой власти, и заставляет людей, стремящихся к справедливости, поддерживать именно власть.
Так что все закономерно. И парадоксальным это может казаться только либералу, для которого возможен только один вид протеста – протест против власти.