Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Решение проблемы Афганистана – необходимое условие обеспечения безопасности соседних стран. Или еще раз о «базе» в Актау

13.05.2013

Решение проблемы Афганистана – необходимое условие обеспечения безопасности соседних стран. Или еще раз о «базе» в Актау
В конце апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о готовности Казахстана предоставить НАТО больше транзитных пунктов для грузов в Афганистан. Речь идет о каспийском порте Актау.
Данное заявление вызвало обеспокоенность российской общественности, что выразилось в критических статьях в некоторых российских СМИ. Психологически это понятно. Мы исторически воспринимаем НАТО как угрозу, и любое натовское присутствие у наших границ, а тем более в таком важном регионе как Каспий не может не вызывать обеспокоенности. Но давайте разберемся, есть ли основания для подобной обеспокоенности.
Сначала, о терминах. Транзитный пункт это не база. База — это точка дислокации военных частей, транзитный пункт — это склады временного хранения и транспортная инфраструктура. Он отличается от военной базы так же как военторг от штаба военного округа. Кроме того, под военным имуществом не следует узко понимать вооружение и военную технику, пусть даже в разукомплектованном виде, потому что большая часть – это сопутствующие предметы – мебель, палатки, посуда и т.д. Более того, военное имущество будет перебрасываться без допуска американского или иного иностранного военного персонала в Актау. Так что опасения несколько преувеличены.
Данный транзит скорее полезен, чем опасен. И не только для Казахстана, но как это ни странно, и для России. Во-первых, значительное место в экономике как России, так и Казахстана занимают транзитные перевозки. НАТО — крупнейший потребитель транспортных услуг. Россия уже зарабатывает на этом. Дочерняя компания РЖД «Трансконтейнер» за 2012 год заработала на транзите грузов НАТО полмиллиарда рублей. Странно если бы Казахстан не стал делать то же самое. Транзитный пункт на Каспии является необходимой частью транспортного коридора. И здесь наши интересы не противоречат друг другу, а совпадают. Российский и казахстанский транзит — это две части одного общего европейско-афганского транзита. Без одной части другая становится практически бессмысленной.
Во-вторых, у этой ситуации кроме коммерческого есть политический аспект. И он не менее важен. Сегодня Афганистан — это основной экспортер наркотиков и исламского экстремизма. И для России, и для Казахстана жизненно необходимо изменить эту ситуацию. На мой взгляд, решение афганской проблемы с помощью НАТО, мягко говоря, не очень эффективно. Но сейчас оно является единственно возможным, о чем неоднократно говорили и в Москве, и в Астане. Так что теперь нам приходится поддерживать натовские усилия в Афганистане, другого решения пока просто нет. Казахстан находится к Афганистану еще ближе, чем Россия, поэтому Астане просто жизненно необходим успех коалиции в Афганистане. Очевидно, что транзит через Актау способствует этому.
Более того Казахстан не ограничивается поддержкой чужих усилий. Да и как уже всем понятно, у афганской проблемы не может быть чисто военного решения. Необходимы экономические политические, гуманитарные усилия. В этой связи Казахстан выступает за постепенное вовлечение Афганистана в интеграционные процессы в регионе, укрепление взаимного экономического и гуманитарного сотрудничества, в том числе через активизацию деятельности Казахстанско-афганской межправительственной комиссии, продвижение казахстанской продукции и инвестиций на афганский рынок, подготовку в Казахстане афганских квалифицированных специалистов в области экономики, промышленности, финансов, транспорта и образования. Казахстан участвует в реконструкции афганских дорог, разработана и осуществляется программа подготовки афганских специалистов в казахстанских вузах.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз отмечал необходимость именно комплексного решения афганской проблемы. «Без этого будет трудно добиться мира и стабильности в Афганистане после 2014 года. Важную роль в этом процессе, на наш взгляд, должен играть Центрально-азиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», — считает Нурсултан Назарбаев.
По мнению многих политиков и моих коллег – экспертов, роль Казахстана в этом процессе ключевая. И это тоже не раз отмечалась на международных встречах по Афганистану. Россия заинтересована в успехе казахстанских усилий в Афганистане. Так что политические интересы наших стран в этом вопросе, так же как и экономические, полностью совпадают.
Дмитрий Журавлев,
Директор Института региональных проблем