ЗАБЫТЫЙ ФЛОТ
17.04.2013Ситуация вокруг Архангельского тралфлота снижает рейтинг социальной устойчивости региона
Успешно завершающаяся весенняя мойвенная путина, увы, не может порадовать архангелогородцев. Архангельский траловый флот (АТФ), так и не дождавшись приватизации и обещанных на модернизацию денег, завершает путину, что называется, не солоно хлебавши. А вот мурманским рыболовам, которые выбрали квоту более чем на 80%, удалось сработать лучше, чем в прошлом году: на сегодня добыто 34 тысячи тонн мойвы по сравнению с 31 тысячей тонн за аналогичный период 2012 года.
Почему моряки Архангельского тралового флота, чья доля составляет 8% от общего объема всей выделенной россиянам квоты на вылов данного вида рыбы, чувствовали себя чужими на «празднике мойвы», который проходит в Мурманске в первую субботу весны? Честно говоря, из-за предстоящей приватизации АТФ вообще не до рыбы. Выходить в море не на чем, а скоро, видимо, будет и некому. На сегодняшний день Архангельский траловый флот не способен использовать значительную часть имеющихся судов по причине их слабой технической оснащенности. Как заявляют в руководстве предприятия, простой судов объясняется отсутствием рентабельных квот для технически устаревших судов. На полную мощь используются ресурсы, пожалуй, лишь траулера «Капитан Кравченко». А ведь по большему счету для дальнейшего развития флота не требуется ничего фантастического. Модернизация хотя бы нескольких судов и минизавода по переработке рыбы решила бы сразу многие проблемы.
Но денег на ремонт «ветеранов», не говоря уже о покупке новых судов, по-прежнему нет. Несмотря на то, что АТФ закончил 2012 год с прибылью, превышающей 50 млн. рублей, все уходит на погашение ранее взятых кредитов. Только в текущем году Архангельский траловый флот должен погасить 300-миллионный кредит. Затянувшийся период вынужденного простоя уже привел к необходимости потуже затянуть пояса. Для сохранения большей части флота руководству пришлось принять вынужденное решение о сокращении персонала. Сокращение – мера непопулярная. Действительно, мало кому понравится остаться без работы. Но иного выхода не оставалось: уволенным сотрудникам работать было негде и не на чем.
А между тем региональный бюджет теряет доходы. Фонд «Петербургская политика», оценив социально-политические события марта, и вовсе назвал Архангельскую область регионом со слабой устойчивостью. По данным Фонда, менее устойчивыми регионами оказались только Удмуртия и Хабаровский край. Одним из решающих факторов низкой оценки стали проблемы, с которыми столкнулась рыбодобывающая отрасль региона.
Правительство считает, что проблемы флота, а вместе с ним и горячие социальные вопросы будут решены в ходе предстоящей приватизации предприятия. Однако нерасторопность чиновников привела к тому, что ожидание конкурса, по которому уже принято стратегическое решение правительства, длится не первый год. Как результат, инвесторы не могут вложить свои средства в развитие АТФ.
Сейчас на приватизацию АТФ претендуют сразу несколько сильных игроков рыбного рынка, получивших разрешение ФАС: ОАО «Группа компаний «Русское море», ЗАО «Русская рыбная компания», ООО «Робинзон», ООО «Вирма» (ООО «Северо-западная рыбопромышленная компания»), Мурманский рыбоперерабатывающий комбинат и ООО «ЮСП Северные инвестиции», за которыми согласно информации СМИ, стоит руководство ОАО «АТФ». Последней разрешение ФАС получила компания «Меридиан» (основной акционер – инвестиционная компания «СОЮЗПРОМ»), которая производит продукцию из рыбы и морепродуктов, поставляя ее в торговые сети по всей стране и никакого отношения к рыбодобыче, в отличие от компаний «Робинзон», «Вирма», «Мурманский рыбкомбинат» и «Русское море», не имеющая.
И вот, кажется, лед тронулся, — источник в Росимуществе обнадежил, что приватизация все-таки будет объявлена в июле этого года, а осенью состоится сам конкурс по приобретению 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот». Эксперты рынка куда менее оптимистичны. По их оценкам, приватизация АТФ, которая должна была состояться до конца 2012 года, может быть отодвинута на конец года текущего. В каком состоянии новый собственник примет траловый флот – остается только гадать.
Иван Осипов, эксперт Института региональных проблем.