Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Инвестиционная активность регионов и межбюджетные отношения

29.03.2013

Размышления дилетанта о заседании правительства.

Экономические возможности регионов различны. Но во всех регионах живут российские граждане, которые имеют равные права на получения образования, медицинского обслуживания социального обеспечения. Возникает явное противоречие. К тому же, чем беднее регион, тем меньше у него внутренних ресурсов для развития экономики, и тем больше необходимо им это развитие.
Эти противоречия снимаются за счет различных дотаций, трансфертов получаемых регионами из федерального бюджета.
Но сегодня, когда взят курс на активизацию инвестиционной работы регионов, может возникнуть новое противоречие – между дотационной сущностью межбюджетных отношений и этой активностью. Проще говоря, стремление сохранить дотации может ослабить желание развивать собственную экономику.
На преодоление этой опасности работает комплекс мер, предложенный министерством финансов и рассмотренный на заседании правительства 28 марта.
Представляя эту программу, Дмитрий Медведев сказал: «Сегодня мы рассмотрим представленный Минфином комплекс мер, который будет стимулировать субъекты Российской Федерации более активно привлекать инвестиции.
Конечно, нам нужно искать баланс, золотую середину между выравниванием бюджетной обеспеченности и стимулированием. С одной стороны, гарантировать равные стартовые возможности, обеспечивать единые стандарты качества жизни на всей территории страны, с другой – предоставить субъектам Федерации больше возможностей самим зарабатывать».
Основная мера, предложенная в программе – это консолидация субсидий регионам, переход к предоставлению субсидий по схеме: «одна субсидия – одна программа». Конечно, переход к долгосрочным исчислениям федеральной поддержки не приведет к мгновенному снижению федеральной помощи. Если искать аналогию для этих мер в истории, то это переход от продразверстки к продналогу. В тот раз экономический эффект был грандиозный. Посмотрим, что получится сейчас.
Но и Медведев и Силуанов выходят за рамки рассмотрения исключительно финансовых рычагов.
Медведев говорит: «Ещё один важный момент– это роль так называемых нефинансовых инструментов, а именно внедрение регионального стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, который был подготовлен Агентством стратегических инициатив. Содействие экономическому росту, увеличение налогового потенциала – прямая обязанность региональных и местных властей, и от эффективности их действий действительно очень многое зависит. И, конечно, очень важно, чтобы приходили новые люди, которые способны разговаривать с бизнесом на одном и том же языке».
Так что комплекс мер предлагается широкий. Решить все проблемы вряд ли удастся — противоречие между патерналистским характером федеральной финансовой помощи и развитием экономики регионов очевиден, и его не снимешь полностью. Но то, что в результате внедрения предложенных мер это противоречие перестанет быть непреодолимым тормозом развития регионов – это очень похоже на правду.