Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Сотвори себе ЕЭП

20.03.2013

Интеграция – это на 99 % сложная экспертная работа и лишь на 1% – политическая эйфория

Притирка экономик стран формирующегося Единого экономического пространства (ЕЭП) вступает, похоже, в самую сложную фазу. С созданием Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) переговоры по ЕЭП из политической плоскости постепенно переходят в плоскость практическую. Перед ЕЭК стоит задача синхронизировать правила регулирования для всех экономик, облегчить, а затем и вовсе устранить пограничные и таможенные барьеры, сделать максимально свободным и саморегулируемым движение товаров, капитала и людей. Понятно, что все это не произойдет в одночасье, к тому же помимо урегулирования формальностей, в экономиках всех трех стран существуют особо чувствительные отраслевые сегменты, которые каждый из участников хочет дополнительно защитить и продвинуть на рынок стран союза – сельхозтовары и сельхозтехника, машиностроение и перерабатывающий сектор… Список этот длинный, а, значит, переговоры не будут простыми.
Как отметили участники состоявшегося на днях экспертного круглого стола «Возможности расширения взаимной торговли в рамках ЕЭП», основной проблемой невысокого товарооборота в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) является низкая конкурентоспособность товаров, отсутствие унифицированных «правил игры» и недостаточная свобода перемещения товаров, услуг, капитала. По словам члена экспертно-консультационного совета Совета Федерации РФ Игоря Филькевича, наблюдаются разные подходы к реализации тех или иных проектов, программ, инициатив, разные подходы к собственности, к налоговому законодательству.
По словам члена коллегии (министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Сулейменова, необходимо двигаться к тому, чтобы вырабатывать отраслевые соглашения, благодаря которым стороны будут уверены, что одинаковые системы регулирования функционируют на отраслевых рынках и Казахстана, и России, и Белоруссии. В свою очередь первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен» Рахим Ошакбаев выразил обеспокоенность относительно того, что не до конца продуманные и согласованные наднациональные законы и требования могут по каким-либо причинам не исполняться в той или иной стране. «Это приведет к девальвации доверия к идее ЕЭП», – считает Ошакбаев.
Такие опасения вполне оправданы. Особенно учитывая, что в середине марта мы отметили 22-ю годовщину референдума о сохранении СССР. Несмотря на его итоги, Союз все же распался, что в одночасье привело к разрыву экономических связей между республиками, а затем — многочисленным пробуксовкам и провалам интеграционного процесса. Сейчас, когда процесс интеграции перезапущен, важно понять, что хуже, чем распад и центробежные тенденции может быть только непродуманная интеграция. Если в угоду политическим задачам и временным лимитам механизм согласования и синхронизации не будет тщательно проработан, мы сами заложим под новым союзом мину замедленного действия.
Чем более досконально эксперты отработают имеющиеся проблемы и противоречия, тем меньше вероятность того, что они всплывут в дальнейшем. Государства-члены аналога создаваемого нашими странами Евразийского экономического союза – союза Европейского вели переговоры по тарифам и торговле более 40 лет. В момент кризиса, когда финансовое благополучие было нарушено, а противоречия вылезли в виде острых углов, ранее проработанные механизмы сделали свое дело – несмотря на неутешительные прогнозы евроскептиков, Евросоюз устоял.
Столь же эффективные переговоры сейчас нужны и нашим странам. Единственное, на что хотелось бы посетовать, – на то, что в переговорах по ЕЭП не участвует Украина. Киев, с его здоровым скептицизмом и умением отстаивать свои национальные интересы, мог бы вывести евразийские переговоры на новую орбиту обсуждения. Как отметили участники круглого стола, чем больше стран будет участвовать в евразийских дискуссиях, тем больше проблем будет выявлено на начальной фазе, тем больше будет заряд на необходимость решения появившихся задач.
Кстати, роль регионов в этом процессе была и остается определяющей. Сейчас, например, из 24 млрд. товарооборота России и Казахстана 70 процентов приходится на приграничные регионы. А значит, именно регионы выступят локомотивом дальнейшего сближения. В Евросоюзе есть такое понятие как «еврорегионы», включающие в себя приграничные территории двух и более стран, которые будучи объективно близки и взаимосвязаны, становятся плацдармом для обкатки новых интеграционных механизмов. Не исключено, что подобные регионы – евразийские — появятся и в Евразийском союзе.

Георгий Панков, директор международных программ
Института региональных проблем.