Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Байконур не станет «яблоком раздора»

15.01.2013

18 января в Правительстве Казахстана состоится совещание по развитию космической отрасли. В силу ряда причин к этому событию приковано особое внимание общественности – как в Казахстане, так и в России. Еще в конце декабря много шума наделало выступление главы Казкосмоса Талгата Мусабаева в парламенте Казахстана. Мусабаев сообщил о разработке нового соглашения по аренде космодрома Байконур. «Глава государства поставил перед нами задачу и оговорил этот вопрос уже с Владимиром Путиным, когда договорились проработать вопрос о разработке нового всеобъемлющего соглашения по комплексу «Байконур», который может подразумевать под собой отход от арендных отношений», — сказал Мусабаев, выступая в Мажилисе (нижняя палата) парламента республики 10 декабря 2012 года. Также сообщалось, что Мусабаев во время выступления в парламенте Казахстана обвинил Россию в невыполнении договора о создании космического ракетного комплекса «Байтерек» и заявил о намерении сократить количество пусков ракет-носителей «Протон-М». Он также заявил, что власти Казахстана рассчитывают установить юрисдикцию над городом Байконур, который арендован российской стороной и входит в единый комплекс вместе с космодромом. В результате некоторые СМИ поспешили завить о неизбежности ухода России с Байконура.

На наш взгляд, подобные выводы, как минимум, «несколько преждевременны». Более того, в ситуации есть очевидное противоречие. Во-первых, сам Мусабаев ещё недавно заявлял, что уход России с «Байконура» в будущем поставит вопрос сохранения космодрома. Во-вторых, что гораздо важнее, 19 декабря (уже после выступления Мусабаева) президенты Казахстана и России в ходе встречи в Москве вновь подтвердили важность сотрудничества в космической сфере и сохранения Байконура как символа нашего успешного двустороннего взаимодействия.

Но в чем же тогда дело? Почему изменилась позиция Мусабаева и изменилось ли она? Напомним, что указанное выступление прошло в парламенте Казахстана в рамках правительственного часа. А задача руководителя в рамках правительственного часа — это отстаивать интересы своего ведомства. С точки зрения ведомственных интересов Казкосмоса, усиление казахстанских позиций на Байконуре действительно необходимо.

Но даже не это главное. Если проанализировать выступления Мусабаева за последние годы, то основную опасность для Байконура и казахстанской космической отрасли он видит не в присутствии России на Байконуре, а в возможности внезапного ухода России с Байконура в связи с введением в строй космодрома «Восточный». Приведем одну цитату: «С принятием решения о строительстве космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке, Россия придет к пересмотру роли космодрома «Байконур» в реализации ее космических программ. С созданием космодрома «Восточный» запуски космических аппаратов, которые в настоящее время осуществляются с космодрома «Байконур», могут быть переведены на российские космодромы. В этом случае Россия постепенно будет отказываться от аренды космодрома «Байконур», так как ей будет экономически выгодней направить финансовые средства не на аренду, а на развитие собственных космодромов. Это означает, что рано или поздно уход России с космодрома «Байконур» в обозримом будущем поставит перед Казахстаном проблему сохранения и перспектив дальнейшего функционирования «Байконура», — считает глава Казкосмоса.

С этой точки зрения, усиление роли Казахстана на Байконуре — это способ обезопасить себя и сохранить уникальный комплекс в случае внезапного ухода России. Позиция Мусабаева не меняется, она лишь становится более резкой, эмоциональной. Она направлена не против России, а в защиту казахстанского космоса в случае ухода России с Байконура.

Но к счастью в Казахстане, как и в России, политику определяют политики. И Казахстан устами Министра иностранных дел Республики Ерлана Идрисова дал все необходимые пояснения. Со слов Министра, Мусабаев имел в виду, что «Казахстан рассчитывает на расширение своего участия в космической деятельности космодрома Байконур, качественное развитие своего собственного космического потенциала». Но это будет происходить не в ущерб отношениям с Россией, а совместно с ней, заметил глава МИД. Он добавил также, что со стороны казахстанских властей было бы «наивным и неразумным» упускать возможность сотрудничества с такой мощной космической державой.