В МОРЕ ПО РЕЦЕПТАМ
29.11.2012Московские новости
29.12.2012
Игорь Серебряков
На «круглом столе» в РИА Новости эксперты обнародовали прогнозы развития рыбной отрасли России
Уже в следующем году четыре из пяти рыб в меню россиян должны иметь «отечественное происхождение» — то есть подаваться к столу российскими же производителями морепродуктов. Таковы оптимистичные прогнозы правительственных чиновников и требования национальной Доктрины продовольственной безопасности, утвержденной в 2010-м. Однако выйти на уровень 80-процентного самообеспечения рыбой наша страна сможет, только избавившись от хронических «болезней» отрасли.
Основные болевые точки рыбного хозяйства давно известны: устаревший промысловый флот, технически отсталая переработка, неэффективное управление сотнями мелких компаний, инфраструктурные разрывы между добывающими регионами и потребляющим центром. Эксперты Института региональных проблем (ИРП), обнародовавшие в конце ноября результаты масштабного исследования рыбохозяйственного комплекса России, подчеркивают: речь идет о проблеме не столько гастрономической, сколько социальной — от состояния отрасли зависит судьба сотен тысяч людей в приморских регионах.
Горбуша против глазури
За несколько лет Росрыболовству, взявшему курс на снижение импорта, удалось расширить доступ к прилавкам магазинов для отечественных компаний. Во всяком случае официальная статистика фиксирует как увеличение доли отечественной рыбы и филе (до 78% реализуемого на рынке объема рыбопродукции), так и рост их потребления. Потребление рыбы является одним из серьезных индикаторов благосостояния населения — в прошлом году на каждого россиянина приходилось 22 кг, что сопоставимо с показателями, скажем, Финляндии (23 кг), хотя и значительно уступает таким традиционно рыбным державам, как Норвегия (47,4 кг) или Япония (64,7 кг). Но после присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации и неизбежного снижения импортных пошлин российским рыболовным и рыбоперерабатывающим компаниям будет сложно сохранить свою долю на рынке.
Причем конкурировать дальневосточным горбуше и кижучу придется не с норвежской семгой, а с перемороженным импортом, в котором обилие ледяной глазури не позволяет даже определить вид рыбы. На состоявшемся на днях в РИА Новости «круглом столе» «Развитие рыбохозяйственного комплекса России: проблемы и перспективы» глава центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев признал: после снятия ограничений рынок вновь может заполонить некачественная продукция.
Рыбная вертикаль
Удовлетворить гастрономические привычки россиян и не потерять при этом свой собственный рынок можно при соблюдении двух основных условий, предупреждают эксперты ИРП.
Бизнес должен начать создание вертикально интегрированных структур, объединяющих в одну цепочку все процессы — от добычи рыбы до поставки морепродуктов на прилавок. «Для развития необходимы более сложные системы, которые и производят, и перерабатывают, и продают, нужны капиталовложения», — считает директор ИРП Дмитрий Журавлев. За укрупнение бизнеса выступает и глава Росрыболовства Андрей Крайний, который полагает, что 50-70 холдингов в отрасли могли бы работать более эффективно, чем почти 2 тыс. разрозненных предприятий.
Бизнес к этому готов, утверждает Алексей Тихон, гендиректор по развитию компании «Рыбный дом», в которой сейчас обсуждаются планы создания собственного добывающего предприятия. Но от государства предприниматели ждут создания условий для развития инновационных компаний, внедряющих новые технологии в переработку и готовых строить рыболовные флотилии.
Честная доля под килем
По различным оценкам, от 80 до 90% судов российского рыболовного флота морально и физически устарело. При этом стимулов закладывать на верфях новые траулеры и уж тем более плавбазы у отечественных компаний нет. Из 68 судов, получивших регистрационные свидетельства в России в 2008-2010 годах, лишь два были новыми. Аналитики ИРП и некоторые представители отрасли полагают, что обновлению флота мог бы способствовать очередной пересмотр системы распределения квот на вылов рыбы. Сегодня на десятилетнюю индивидуальную квоту могут претендовать предприятия, доказавшие, что ранее активно вели лов морепродуктов и поставляли их на российский рынок, а не сдавали улов в зарубежных портах. Эта схема позволила успешно противостоять импорту, гордятся в Росрыболовстве. Но так и не стала стимулом для обновления, отмечают эксперты ИРП.
Если же квота будет привязана к судну, а владельцы новых судов будут стимулироваться ее незначительным увеличением (хотя бы на 10%), это не только будет способствовать модернизации флота, но и обеспечит работой десятки тысяч российских судостроителей.
Капитанская «дочка»
Но и эффективность существующего флота можно повысить за счет изменения схем управления и приватизации. На минувшей неделе правительственная комиссия по иностранным инвестициям разрешила группе «Русское море», пока не имеющей своей флотилии, приобрести 100% ОАО «Архангельский траловый флот». Для предприятия, размер кредиторской задолженности которого превышает 1 млрд руб., это может стать спасением. Нынешнему руководству не удается загрузить большие суда — морозильные траулеры простаивают. При этом от флота напрямую зависит судьба 5-6 тыс. работников в море и на берегу. Приватизация АТФ была запланирована на этот год, но вряд ли состоится раньше февраля, говорит глава департамента общественных связей компании «Русское море — добыча» Илья Власенко. В компании обещают в случае появления новой «дочки» не только нормализовать экономическую ситуацию АТФ, но и сохранить социальные обязательства предприятия — причем именно в Архангельске. ФАС ранее уже одобрила ходатайства о приобретении этого актива ООО «Вирма» (Петрозаводск), а также ООО «ЮСП Северные инвестиции» (владелец — кипрская компания UCP Sea Resources Ltd). Для Архангельской области, как и для Мурманской, Приморского края, Камчатки и Сахалина, добыча рыбы и ее переработка — основа экономики и социальной сферы.
После снятия ограничений рынок вновь может заполонить некачественная продукция
Выйти на уровень 80-процентного самообеспечения рыбой наша страна сможет, только избавившись от хронических «болезней» отрасли. ФОТО: РИА Новости
От 80 до 90% судов российского рыболовного флота морально и физически устарело по оценкам экспертов.