Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Недовольные осевыми нагрузками челябинские автотранспортники обратились в Правительство РФ

23.11.2012

Ситуация с осевыми нагрузками накаляется. На этот раз с просьбой об изменении к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву обратилось ООО «Автотранспортное управление» из Челябинска.

Итак, история с проектом Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам перевозок грузов по автомобильным дорогам РФ», подготовленным Министерством транспорта, продолжается.
Напомним читателям, что когда данный проект появился на сайте министерства, некоторые его положения вызвали недоумение у экспертов. Поскольку тема развития автомобильного транспорта имеет огромное значение для российских регионов, то и мы отреагировали на этот документ, и призвали министерство транспорта не торопиться и внимательно прислушаться к голосам сомневающихся. (См. статью «Осевые нагрузки от Минтранса вызывают недоумение»).
Но сейчас со своими возражениями против документа выступили уже не эксперты теоретики, а практики – автомобильные перевозчики. С просьбой об изменении данного документа к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву обратилось ООО «Автотранспортное управление» из Челябинска. Причем их беспокоят совсем не те положения, которые беспокоили экспертов. Дело в том, что основу автопарка ООО «Автотранспортное управление» составляют седельные тягачи производства КАМАЗ. Если данное постановление вступит в силу то эксплуатация этих машин станнит мало рентабельным. КАМАЗы (речь о моделях КАМАЗ-6515, КАМАЗ-65116, КАМАЗ-65117) устроены так, что основная нагрузка приходится на заднюю тележку и составляет от 17850 до 19000 кг. При равномерном распределении между двумя задними осями нагрузка составляет от 8925 до 9500 кг на вторую и третью заднюю оси. Данное транспортное предприятие (как и все остальные) закупало автомобили в соответствии с основным документом, регламентирующим эксплуатацию транспортных средств, Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720, допускающего нагрузку на заднюю тележку до 19 тонн. На эти же нормативы ориентирована и российская автомобильная промышленность. Но новое постановление совершенно не согласуется с регламентом. Оно ограничивает предельно допустимую осевую нагрузку семью тоннами, соответственно, значение допустимой нагрузки на заднюю тележку ограничено 14 тоннами. Такое ограничение вынуждает эксплуатировать автомобили, значительно снижая их загрузку против разрешённой производителем, что, в свою очередь, снижает эффективность. В противном случае владельцы вынуждены платить штрафные санкции. Всё это неизбежно ведёт к росту цен на перевозимую продукцию, а грузоперевозчикам это грозит разорением. (А это, в свою очередь наносится удар по российскому автопрому, который и так не очень крепко стоит на ногах).
Авторы обращения просят привести новое постановление в соответствие с регламентом. «Просим Вас оказать содействие и дать указание о приведении предельно допустимых осевых нагрузок, установленных «Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом», в соответствие с нагрузками, установленными Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», — говорится в письме за подписью Генерального директора, депутата Законодательного собрания Челябинской области Алексея Гущина.
Что можно сказать по этому поводу. Перед нами пример несогласованности нормативных документов, что приводит к серьезному урону как для транспортников, так и для автомобилестроителей. И эта несогласованность должна быть устранена.
Мне могут сказать: «Давайте изменим регламент в соответствии с новым постановлением».
Но такому решению есть целый ряд возражений.
Во-первых, регламент это документ стратегический, в соответствии с ним предприятия планируют свою долгосрочную деятельность, поэтому практическое изменение регламента является долгосрочным делом. В нашем случае речь идет о замене автопарка и в конечном счете о перестройки работы автомобильной промышленности. На это уйдут не месяцы, а годы и гигантские средства. Легче изменить постановление, чем регламент. Во-вторых, не факт, что защита дорог путем искусственного ограничения грузоподъемности автомобилей это верный путь. Весь мировой опыт демонстрирует ставку на большегрузные автомобили. Может быть, стоит не ограничивать грузоподъемность, а повышать требованья к строительству и эксплуатации дорог. Это конечно тоже огромные средства. Вот давайте и посчитаем, что рентабельнее.
И, наконец, данное обращение важно тем, что это обращение практика. Собственно экономика — это сумма подобных предприятий. И если создавать для них некомфортные условия, то может оказаться, что нечего будет регламентировать. Это конечно не значит, что авторы подобных обращений всегда правы, но это значит, что относиться к данным обращениям нужно очень внимательно.