Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Две беды российских рыболовов

21.11.2012

Есть у российских рыбаков две беды — старые суда и падение уловов. Не надо быть мудрецом, чтобы соединить их в одну общую для рыболовной отрасли проблему. Поскольку увеличить рыбодобычу невозможно без обновления рыболовецкого флота. А обновление флота, в свою очередь, невозможно без гарантий сохранения квот на вылов рыбы, который без этих самых квот становится не выловом, а обычным браконьерством.
«Почти 90% рыболовных судов в России — физически и морально устаревшие суда, построенные по проектам 70-80-х годов прошлого века, — говорится в докладе Института региональных проблем «Развитие рыбохозяйственных комплексов приморских регионов России: проблемы и перспективы». – Обновление флота в последние годы практически остановилось. Так, с 2008 по 2010 гг. прибавилось 68 судов, из которых новыми были только два. А списание на слом в этот же период составило 252 судна».
Эксперты делают неутешительный прогноз — нынешняя система хозяйствования приведёт к тому, что к 2020 году нас ждет сокращение рыбопромыслового флота более чем в 2 раза. Это в свою очередь приведет к падению объемов вылова водно-биологических ресурсов (ВБР) и как итог — неминуемое банкротство значительной части рыбохозяйственных предприятий, сокращение рабочих мест, резкое снижение производственного потенциала отрасли и дальнейшее подсаживание на продукцию импорта.
Что же мешает пополнению флота? Среди причин самая существенная — система распределения квоты на вылов рыбы. До 2003 года право на лов ВБР можно было получить только через покупку квот на аукционе. Но это породило проблему контроля за реальными объемами лова, рост браконьерства. К тому же компании предпочитали сдавать улов в иностранных портах – в итоге на отечественных прилавках доля отечественной рыбы снижалась, российские предприятия-переработчики разорялись, бюджеты всех уровней теряли налоговые поступления.
В 2003 году был введен принцип распределения индивидуальных квот уже на 5 лет. Однако и это не стало панацеей, что мы видим на примере старения флота, отсутствия обновления и модернизации. Так и не появился у рыбаков стимул вкладывать деньги в новые суда, — не было уверенности, что инвестиции смогут окупиться, а квоты удастся сохранить.
Следовательно, необходимо введение новой, более эффективной системы хозяйствования, — считают эксперты, опрошенные Институтом региональных проблем. — Предлагается использовать принцип распределения квот «под киль». Проще говоря, претендент на квоту должен располагать новым судном, а распределение квот – перенесено с торгов и из административных кабинетов – на стапеля отечественных судостроительных предприятий. Одним из условий получения квот в 2018 году предлагается сделать наличие судов российского производства.
Таким образом, внедряя принцип квота «под киль», рыбодобывающим компаниям дается мощный стимул к обновлению флота, а судостроительные предприятия и смежные производства – получают новые долгосрочные заказы. Новая модель к тому же позволит ликвидировать так называемых «рыбных рантье» — компании, которые не занимаются промыслом, а перепродают квоты третьим лицам.
Одним из ключевых факторов, требующих обновления судов, не только добывающих рыбу, но и перерабатывающих рыбную продукцию прямо «на борту», опрошенные Институтом региональных проблем эксперты назвали вступление России в ВТО. Импортные пошлины на рыбопродукцию снизились, поэтому отечественной рыболовной отрасли остается «либо модернизироваться, либо умереть». А чтобы стать конкурентоспособной, требуется переоборудование отечественных судов до современных международных стандартов.
Однако то, что хорошо выглядит на бумаге, — трудно претворяется в жизнь. Поэтому есть и немало противников нового принципа. Они, в частности, опасаются, что квоты «под киль» не приведут к желаемой консолидации отрасли, а наоборот, усугубят главную болезнь российского рыболовства – распыленность бизнеса и низкую капитализацию отрасли. Стимул для укрупнения исчезает: зачем покупать бизнес, если закрепленная за ним квота сокращается.
Так или иначе, считают эксперты, в стратегической перспективе отрасль выиграет – мелкие игроки будут объединяться с более крупным бизнесом, которому под силу приобретать новые суда, размещать заказы на судостроительных предприятиях и брать современные суда в лизинг. Это даст стимул к развитию крупных компаний и вертикально-интегрированных холдингов, занимающихся океаническим ловом. А государство должно сохранить поддержку малых предприятий, которые заняты преимущественно прибрежным рыболовством и являются владельцами небольшим флотов.
Эксперты считают, что, в конечном счете, введение принципа «квота под киль» позволит предприятиям, сохранив за собой объёмы лова, строить современные суда, имея гарантии не только на размещение и получение заказа, но и на окупаемость судна в период его эксплуатации. А современные суда позволят увеличить объемы лова – сегодня облавливаются не 100% выделяемых квот, снизится себестоимость продукции. Большую загрузку, а, соответственно, окупаемость, получат и рыбопереработчики. На российских прилавках дополнительно увеличится доля отечественной рыбной продукции.

Иван Осипов
Эксперт Института региональных проблем