Священникам возвращают их гражданские права
09.10.20124 октября Синод Русской Православной Церкви разрешил священнослужителям участвовать в выборах различных уровней.
На наш взгляд, данное разрешение лишь восстанавливает гражданские права священников, уравнивая их с остальными гражданами России. Напомним, что запрет на участия в выборах был сформулирован в первой половине 90-х годов, когда российская политика переходила от кризиса к кризису, и участие в ней чревато было участием в холодной гражданской войне, что для церкви как для духовной организации было недопустимо.
Сегодня такой угрозы нет, и отмена запрета – это акт снятия с себя церковью добровольных ограничений, акт восстановления гражданских прав священников. Событие это морально-гражданского свойства, а не политического.
Но огромный интерес к нему в далеких от церкви политических кругах связан, на наш взгляд, с ошибочными выводами из этого события, которые сегодня делаются.
Первый миф: церковь пошла в политику, а это угрожает светскому характеру нашего государства. Между тем ничего подобного не наблюдается. Церковь не собирается создавать собственную партию, это запрещено законом. Не идет речь даже о создании собственной фракции – участие священника в политике должно быть абсолютно индивидуальным, частным. Существует также опасение, что церковь будет проводить свою политику. Но она может делать это и сейчас, через верующих депутатов-мирян. И в этом нет опасности – каждый политик во что-то верит и представляет свою веру на политической арене. Наиболее представленная в нашей политике вера – это атеизм. В условиях же отсутствия структур (партий и фракций) возможность РПЦ участвовать в политике незначительна.
Миф второй: участие церкви в политике ставит её в привилегированное положение. Но, друзья мои, решение Синода не дает священникам никаких привилегий, а возвращает им их права, уравнивая их с представителями других религий. Если большинство населения проголосует за священников (во что я, правда, мало верю) значит предлагаемые ими меры, будут не предложением церкви, а предложением большинства народа, значит, так тому и быть, в этом суть демократии. Но ещё раз повторяю, думаю, до этого не дойдет. Россия – страна менее религиозная, чем кажется представителям церкви и их либеральным противникам.
Но некий политический смысл в данном решении все-таки есть. В условиях массированных нападок на церковь это решение дает политически активным священникам легальную возможность защищать свои позиции на политическом поле. И это очень хорошо. Потому что если бы не было легального пути, был бы использован нелегальный, а это весьма опасно. Для того чтобы котел не взорвался, нужно открыть вентиль. Его и открыли.