Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Молодежь, развитие общества и СМИ

04.10.2012

Тезисы доклада Д.Журавлева в рамках научно-практической конференции «Социальная безопасность и СМИ».
Астана, 4 октября 2012

Молодежь это будущее любого общества, ресурс его развития. Но как всякий ресурс, он должен быть правильно применен.
Специфика молодежи состоит в том, что у неё существует только будущее. Прошлого ещё нет, настоящее – лишь стартовая площадка для будущего. И оценка мира отношение к нему определяется не нынешним положением, а тем видит ли молодой человек положительный образ будущего, и себя в этом будущем. Пример: в России 20-х годов прошлого века все общество, большевики смогли сформировать образ этого будущего. В результате нищая молодежь в разоренной стране была опорой власти и одним из моторов развития страны. Во Франции второй половины 60-х годов образа будущего для молодежи не было (старших вполне устраивало настоящее) в результате благополучная молодежь из среднего класса противопоставила себя обществу и подняла бунт против государства.
Кроме самого образа молодежь должен быть четко описанный механизм достижения этого будущего. Если такой механизм представлен (даже если его и нет в реальности) то даже аутсайдер не противопоставляет себя обществу, так как видит причину своих неудач не в обществе, а в себе. Если же такого механизма нет, то почти любой может противопоставить себя обществу, считая, что оно ему недодало. Пример: в США существует общественное заблуждение, что каждый может стать миллионером. И это позволяет канализировать отрицательную энергию людей на себя: если я не стал миллионером то сам виноват. В СССР 60-х – 70-х годов образ будущего был, но механизм моего личного действия для достижения этого будущего отсутствовал. В результате молодая советская интеллигенция стала антисоветской.
Для стабильности и развития общества и для включения в общественную жизнь молодежного потенциала необходимо чтобы у молодежи был образ будущего и четкое представление о том, что он или она должны сделать, что бы он или она оказались в этом будущем.
Роль СМИ в решении этой задачи трудно переоценить. Конечно СМИ это зеркало, оно отражает то будущее которое предлагает своей молодежи общество (особенно это касается механизмов личного участия – социальных лифтов).
Но во-первых, образ должен доносится для людей и кроме СМИ это никто не сделает. Во-вторых, общество не задает и не может задать будущее во всех деталях и то какие подробности будут реализованы будет зависеть от подачи, то есть – от СМИ. И на конец, в-третьих, объективность это свойство того будущего, которое действительно возможно, а как показывает опыт СМИ могут тиражировать образ не чего не имеющий с действительностью. В этом случае энергия молодежи направляется в выдуманный мир. Пример в России 90-х через СМИ транслировался вестарнизированный образ будущей России. Америки в России не случилось, а потерянное поколение мы получили.
Поэтому работа по формированию будущего может быть одна из важных работ для современных СМИ.
Я не буду описывать конкретные механизмы, так как журналисты знают их лучше меня.