Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Инцидент на границе

26.09.2012

Нынешним летом на казахско-узбекской границе произошел прискорбный инцидент. Узбекские власти отказались предоставить коридор для военной техники Казахстана, следовавшей на север Таджикистана для участия в антитеррористических учениях Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия – 2012». Если учесть, что обе страны являются членами ШОС и Организации Договора о коллективной безопасности, а отношения между странами хорошие, то данное событие кажется весьма странным.
Но если мы вспомним, куда шли войска, а шли они в Таджикистан, то многое становится понятно. Таджикистан также член ШОС и Организации Договора о коллективной безопасности. Но вот отношения между Узбекистаном и Таджикистаном хорошими не назовешь. И тому есть две причины.
Первая причина историческая. Узбекский и таджикский народы многие века живут рядом. Неоднократно они оказывались частями различных государственных образований с различными границами. В результате районы проживания узбеков и таджиков перемешаны. На многих территориях узбеки и таджики проживают вместе. Советское территориальное размежевание 20-х годов отдало все спорные районы Узбекистану (Таджикистан первоначально был автономией в составе Узбекистана и, естественно, в его состав попали территории, заселенные исключительно таджиками). Но в советское время территориальное деление имело значение для руководителей, простые люди его не ощущали. Иное дело сегодня, когда республики стали независимыми государствами. И вот уже Таджикистан претендует на Бухару и Самарканд как на исконно таджикские города. Масло в огонь конфликта подливает то обстоятельство, что более половины таджиков проживают в экономически отсталых и неразвитых районах Узбекистана – Сурхандарьинской, Ферганской и Кашкадарьинской областях, – что позволяет таджикской стороне говорить о неравноправии таджиков в Узбекистане. В свою очередь, узбекская сторона вполне обоснованно говорит о том, что на момент распада союза и образования независимых государств Бухара и Самарканд входили в состав Узбекистана, а таджики, проживающие в данных областях, были гражданами Узбекистана. Неравномерность развития регионов – это данность, и она не зависит от того, граждане какой национальности проживают в этих регионах. У каждой стороны своя позиция и своя правда, и нет простого решения, удовлетворяющего обе стороны. Так что выход один – переговоры, поиск компромисса, хотя найти его будет очень трудно.
Но эта ситуация из разряда вялотекущих. Есть и вторая причина, которая переводит конфликт в острую форму. Таджикистан достраивает Рогунскую ГЭС, заложенную еще при СССР. Без этой ГЭС невозможно сохранение алюминиевого производства в Таджикистане. А Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ) – это не только градообразующее предприятие, но и основной источник бюджетных поступлений республики. Естественно, Таджикистан не может отказаться от строительства – или он окажется без экономики. В свою очередь, для Узбекистана это строительство создает огромную проблему. Плотина ГЭС перекроет реку Вахш, главный приток Амударьи, питающей водой половину Узбекистана. И оставлять контроль над водостоком Вахша в руках другого государства Узбекистан просто не может. Кстати, Узбекская сторона обращает внимание на то, что в соответствии с международным правом эти реки являются трансграничными и строительство объектов на них должно вестись по согласованию со всеми странами-водопользователями. И опять у каждой стороны своя правда: одни не могут не строить платину, другие не могут смириться с её строительством. Выход только один – переговоры и поиск компромисса. Хотя переговоры эти будут очень трудными.
Сегодня же страны находятся в острейшем конфликте.
Как мы говорили, в этом конфликте у каждого своя правда. И мы не встаем на чью-то сторону. Но сожаление вызывает тот факт, что в этой сложной ситуации Узбекистан перенес логику конфликта на другие страны и даже международные организации. Как показывает недавняя история, ШОС и Договор о коллективной безопасности нужны Узбекистану не меньше, чем Таджикистану и Казахстану. А использование давления на третьи страны для демонстрации непреклонности по отношению к другой стране вообще контрпродуктивно, так как увеличивает международную поддержку противника, уменьшая собственную. Но мы надеемся на то, что ситуация не перерастет ещё в один конфликт и руководство Узбекистана проявит ту политическую мудрость, которую оно многократно проявляло.