Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Стратегический министр тактического правительства

04.06.2012

Андрей Белоусов – белая ворона или человек на своем месте?

Вот уже несколько дней, как обнародован состав нового правительства. Но обсуждение его не утихает. Даже наоборот, накал дискуссии явно возрастает.
И вот, что интересно. Довольно много места в этой дискуссии отводится фигуре Министра экономического развития Андрея Рэмовича Белоусова. Одни видят в нем представителя старой номенклатуры, вспоминая его отца, видного советского экономиста Рэма Белоусова. Другие считают, что «он выстроился в либеральную команду, как умный еврей при губернаторе, и поэтому «его личные знания как учёного, в общем, никакого влияния на его аппаратное поведения оказывать не будут».
Словом, равнодушным к этой персоне не остается никто из придирчивых наблюдателей.
На наш взгляд, причина такого внимания к Белоусову связана со своеобразным положении Министерства экономического развития в структуре правительства, а министра экономического развития – в его составе.
В своей первой статье, посвященной новому правительству мы говорили, что это будет правительство конкретного дела, которое будет заниматься не формулированием задач, а их исполнением. Конкретным управлением, а не стратегическим планированием.
Министерство же экономического развития по самой своей сущности не является органом тактического управления. Вот выдержка из положения о министерстве: «Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности…». Таким образом, это министерство вынуждено брать на себя стратегические задачи, а значит играть существенно большую роль, чем другие. МЭР сегодня оказывается над другими, возвращает себе по факту то значение, которое имел советский Госплан. Даже более того, в условиях мирового кризиса, потребность в новых стратегических подходах возрастает, и следовательно возрастает значение «российского Госплана». Это уже Госплан не 70-х а 20—30-х годов, который подчинялся не экономическому, а политическому руководству страны. В конечном счете, МЭР превращается в президентскую структуру. Но, поскольку это часть правительства, а не администрации, то её «президентский» статус может быть реализован за счет назначения во главе его близкого президенту человека. Поэтому те, кто недоволен экономической политикой, направляют свою критику именно на это министерство.
В России, где власть персонифицирована, критика ведомства это на 90% есть критика его руководителя. И господину Белоусову достается полной мерой. Одни говорят, что он эксперт и ему не хватает административного опыта, другие наоборот, что, став чиновником, он стал терять квалификацию эксперта. А между тем, судя по его статьям, Белоусов обладает комплексным взглядом даже не на экономику, а на российское общество. Можно не соглашаться с его позицией, но не заметить её нельзя. Что касается административного опыта, то, по крайне мере в качестве Директора департамента аппарата Правительства, он показал лучшие качества администратора. Наиболее яркой и доступной для внешнего наблюдателя была работа по созданию Агентства стратегических инициатив, в которой Белоусов проявил и организационные способности, и талант стратегического мышления. И ещё одно: работая в аппарате Правительства, Белоусов находился в непосредственном контакте с Путиным.
Таким образом, Белоусов один из немногих людей, кто совмещает три качества необходимые для министра экономического развития нынешнего правительства: стратегическое мышление, административный опыт, близость к первому лицу.
Можно сказать, что он был обречен на свое нынешнее назначение. И, кстати став министром совсем недавно, он уже начал активную деятельность. МЭР замахнулся на святое – на коррупцию. Министерство внесло в Правительство РФ предложение об обязательной экспертизе крупных госзакупок (от миллиарда рублей). Это поступок не «эксперта, встроившегося в либеральную команду», а человека борющегося за интересы государства. А, памятуя какую роль коррупция играет в нашей жизни, это поступок просто смелого человека.
Конечно, назначение господина Белоусова не приведет к тому, что наша экономика по волшебству процветет. Но очевидно, что МЭР будет играть существенно положительную роль в государстве.