Безопасность дело общее
08.12.2011Безопасность на транспорте важнейший вопрос для современного цивилизованного общества. Довольно остро стоит эта проблема и у нас в России. Для её решения принята и реализуется Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Подведению промежуточных итогов реализации этой программы был посвящен Круглый стол, прошедший 7 декабря в РИА Новости под эгидой Института региональных проблем.
С основным докладом выступил Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Он презентовал исследование на тему «Что россияне думают о безопасности на транспорте». Исследование показало, что удовлетворенность населения мерами, принимаемыми в области транспортной безопасности и информированность населения о действиях в случае теракта или чрезвычайной ситуации, довольно высока и превосходит целевые показатели комплексной программы. А вот включенность населения в обеспечение безопасности чрезвычайно низка. На вопрос сообщите ли вы о подозрительных предметах или лицах «нет» отвечают от 45% до 88% опрошенных.
Директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ министерства транспорта РФ Владимир Муратов отметил, что 2011 год был определяющим в реализации Комплексной программы: завершено создание нормативной базы, внесено 6 законов или поправок в законы, 7 распоряжений правительства и 18 приказов Министерства транспорта. «Исследования ВЦИОМ показало нам наши узкие места, и мы уверены что сможем их преодолеть», — подчеркнул Владимир Муратов.
Заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ министерства транспорта РФ Геннадий Десенюк обратил внимание на то, что в силу сложности и протяженности транспортной системы России, проблема транспортной безопасности может быть решена только при комплексном подходе, что и вызвало необходимость создания данной программы. Программа реализуется в три шага: создание нормативной базы (уже сделано), формирование системы безопасности (делается), и управление этой системой. Причем важнейшей задачей является то, чтобы система безопасности не была «навязчивой», не ущемляла комфорт пассажиров.
Заместитель начальника главного управления МВД России на транспорте Александр Бревнов сообщил, что террористических актов за этот год на транспорте было всего 8, причем все без жертв и все в одном регионе: на махачкалинском участке Северо-Кавказкой Железной Дороги. Но на формирование общественного мнения влияет ложные сообщения о терактах. Так как в этом случае приходится проводить весь комплекс мероприятий, то у граждан складывается впечатление о высокой степени опасности.
Генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев обратил внимание на два момента. Во-первых, данные ВЦИОМ показывают, что нет региональной специфики в этой области, так как в соседних регионах, например, Северного Кавказа могут быть совершенно разные показатели. А значит, решать проблему будет легче, так как исправлять конкретные недоработки легче, чем преодолевать региональные особенности. Во-вторых, исследование показало малую активность населения, что в определенном смысле естественно. Наш человек прошедший, через 90-е годы относится к катастрофам фатально, как к неизбежности. Между тем решить проблему без активной поддержки населения невозможно. Но эту позицию можно преодолеть за счет пропаганды, благо комплексная программа предусматривает и пропагандистскую составляющую.
В целом участники сошлись на том, что работа по реализации комплексной программы идет успешно. А представленное исследование позволит сделать данную работу эффективнее.
Затем участники ответили на многочисленные вопросы журналистов.