Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Круглый стол «АСИ — новый механизм взаимодействия власти и бизнеса». Размышления после мероприятия

16.06.2011

Новая инициатива Владимира Путина – Агентство стратегических инициатив – вызвала большой интерес общества, появились публикации, комментарии. И это естественно. И дело не только в том, что эту идею высказал столь авторитетный человек, как Премьер-министр. Сама идея столь нова, что её можно даже назвать революционной: позвать во власть молодых бизнесменов, чтобы они могли использовать возможности власти для реализации своих проектов. Кого-то эта идея воодушевила, кого-то шокировала, но мало кого оставила равнодушным.
По мере накопления комментариев ситуация вышла на новый уровень, монологи сменились диалогом. 15-го июня Институт региональных проблем провел на площадке РИА Новости Круглый стол «Агентство стратегических инициатив – новый механизм взаимодействия власти и бизнеса».
В мероприятии принимали участие не только эксперты-аналитики, специалисты в госстроительстве, экономике и политологии, но и практики – те самые бизнесмены, к которым обращена инициатива премьера. Такой широкий спектр участников позволил рассмотреть вопрос с различных сторон.

Круглый стол открыл его ведущий, Координатор Ассоциации политических экспертов и консультантов Олег Солодухин, который сообщил, что на сегодняшний день в АСИ подано 2 368 заявок. «Это достаточно большое количество. При этом надо отдать должное, что… представлены почти все регионы страны, и более того, люди подавали заявки из Брюсселя, из Дели… То есть возник всемирный отклик на инициативу Премьера», — сказал О.Солодухин

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в своем выступлении, говорил об уникальности данного проекта. Власть впервые не в условиях войны или катастрофы призвала бизнес (общество) к сотрудничеству и готова предоставить бизнесу власть для решения его проблем. Такого в России действительно никогда не было. И поэтому вначале мало кто в это поверил. Но зато потом объем подаваемых заявок резко возрос. Этот уникальный механизм может изменить взаимоотношения власти и активной части общества, которые в России гармонизировать почти никогда не удавалось.

Заместитель председателя общественного объединения «Деловая Россия» Елена Николаева говорила об агентстве с практической позиции, с позиции бизнеса. Сегодняшний российский «средний», то есть несырьевой бизнес находится в очень тяжелом положении. Именно он является главным объектом административного давления. Но только развитие несырьевого сектора позволит стране быть действительно независимой. Поэтому нужно защитить средний бизнес от давления, создать ему комфортные условия. Сделать это может только высшая власть в союзе с самим бизнесом. А АСИ в этом деле – необходимый инструмент. Но дело не только в этом. Модернизация должна проходить именно в несырьевом секторе. И проекты АСИ это и есть реальные шаги модернизации. И, наконец, АСИ – «социальный лифт» для активной части общества. Причем, поскольку пропуском в лифт будут конкретные проекты, то появится возможность отобрать людей по способностям, а не «по связям». И еще такой лифт дает бизнесменам перспективу, а значит – мотивацию для деятельности.

Президент IBS Group Holding Анатолий Карачинский, ещё один представитель бизнеса говорил о мотивации, но не бизнесменов. Современные российские чиновники не заинтересованы в инновациях. Любое «согласование по горизонтали убивает инициативу. Поэтому необходим орган, стоящий над другими ведомствами, который и будет «подгонять» процесс инноваций. Если АСИ справится с этой задачей – хорошо.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, полемизируя с предыдущими выступающими, говорил о последствиях создания АСИ для общества, о том, что с социальной точки зрения проект этот совершенно не уникален. Приступая к любой модернизации, российская власть создает резерв кандидатов в элиту, на которых она и опирается в процессе модернизации. Главным критерием отбора в АСИ является практический результат, поэтому люди прошедшие через эту систему, будут способны к действию. То, что Агентство станет механизмом рекрутирования таких людей в элиту – его главное достоинство. Но, признав проект чрезвычайно полезным, Делягин предостерег от чрезмерного оптимизма. АСИ это всего лишь инструмент, и надо посмотреть, как он будет использоваться.

Заместитель директора Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Максим Вилисов развил тему, поднятую Михаилом Делягиным. Он сказал: «Фактически, если этот проект будет успешным, то есть если сеть будет создана, если проекты пройдут, если взаимодействие, кооперация действительно сложится, то это – элемент элитостроительства. Так скажем, той «элиты второго эшелона», которая должна подкреплять на конкретном рабочем уровне тех людей, кто сверху принимают решения, кто осуществляет политику государства».
Секретарь Экспертного совета при УФМС по Москве Юрий Московский, опираясь на данные приведенные господином Солодухиным, говорил о том, что роботу агентства можно и нужно распространить на территорию СНГ, что существенно укрепит влияние России в этих странах.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев вторично взял слово и обратил внимание на то, что АСИ – это лишь первый шаг. Если оно не будет встроено в более широкую систему отношений государства и общества, то после первых успехов эффективность работы АСИ начнет падать. Да, кстати, именно системность может защитить проект от неизбежного субъективизма.
К каким же выводам пришел Круглый стол? АСИ – это необходимый инструмент модернизации российской экономики, позволяющий привлечь к процессу людей желающих и умеющих делать, что-то новое. Одновременно – это важнейший социальный механизм взаимоотношения власти даже не с бизнесом, а даже шире с обществом. С одной стороны, это канал прямой коммуникации высшей власти и общества, который позволяет власти принимать более адекватные решения. С другой стороны – это социальный лифт, позволяющий создавать резерв для рекрутирования в элиту, а по необходимости и саму новую элиту. Причем поскольку главным требованиям к кандидатам является наличие реализуемого проекта, то протекционизм в этой системе не сможет играть определяющую роль. Этот лифт позволит не только влить новую кровь в элиту, но и дать перспективу экономически активной части общества. Что необходимо если мы хотим укрепить социальную стабильность нашего общества. Ещё одним достоинствам АСИ является то, что в отличие от Сколково, оно не привязано к конкретной географической точке, и позволяет задействовать потенциал людей, независимо от того, живут ли они в Москве, в провинции или за границей. И, кстати, поэтому АСИ может выполнить и ещё одну задачу, о которой даже не думали его создатели: стать цементирующим фактором для СНГ.

Но все вышеизложенное не дает нам основания впадать в эйфорию и воспринимать АСИ как панацею, которая «спасет Россию». Во-первых, потому – и это главное – что Агентство это только инструмент, которым можно строить, а можно и разрушать. Результат его применения зависит от желания его применять, от воли власти. Сегодня эта воля есть, но кто может с уверенностью сказать, что будет завтра? А во-вторых, АСИ – это только первый шаг, и оно может долго сохранять эффективность, только если станет частью системы институтов, обеспечивающих взаимодействие власти и общества. (Кстати, может быть, именно системность сможет защитить АСИ от волюнтаризма, кто знает)?