Политическая ситуация и её освещение в пресс-конференции Медведева: федеральный, региональный и международный аспекты
24.05.201118 мая состоялась первая большая пресс-конференция Президента Дмитрия Медведева. Событие это важное, но, в общем-то, естественное, обычное – Глава государства общается с прессой. Но данная пресс-конференция вызывает целый ряд вопросов.
Например, почему в первый раз за весь срок своего президентства Дмитрий Медведев собрал широкую пресс-конференцию? Он сам сказал, что это новшество в его работе. На наш взгляд, президент меняет свою роль. Он превращается из самого высокого чиновника России в политического деятеля – человека собирающегося бороться за власть, а не получать её из чьих-то рук. (Медведев выделил такую особенность своей пресс-конференции: «Это, по-моему, первая пресс-конференция в истории нашей страны, когда Президент будет вести её сам, без помощи Администрации». И это символично. Перед нами выступал не чиновник, опирающийся на чиновников, а политик, разговаривающий с людьми). Эта новая роль президента сама по себе изменит политический ландшафт. Кстати, естественное для формата пресс-конференции многообразие тем подобрано именно так, чтобы подчеркнуть достоинства Медведева-политика.
Рассмотрим лишь некоторые из этих тем.
Казалось бы, на самые острые вопросы, такие как возможность его второго срока, возможность отставки Правительства, Медведев ответов не дал. Но если внимательно читать стенограмму, то мы увидим, что как минимум намеки на ответы в ней присутствуют. Когда он говорит о возможности баллотироваться на второй срок, он долго рассуждает о политической технологии, которая требует делать подобные заявления в определенных условиях. Но политическая технология важна только в том случае, если ты собираешься участвовать в политическом процессе – баллотироваться. Очень похоже говорит, или, точнее, не говорит, Медведев об отставке правительства. Он не объявляет об отставке, но при этом подчеркивает: «у Президента есть набор полномочий, включая полномочия по формированию Правительства и отставке Правительства. Я эти полномочия не менял и от них не отказывался». Фраза эта совершенно не вытекает из того контекста, в который она помещена, и её трудно рассматривать иначе как политический намек. В целом можно сказать, что наш президент проявил себя тонким политиком: высказал многое, не взяв на себя не каких обязательств, а значит – сохранил за собой свободу действий.
Важнейшим, на наш взгляд, является «философский» вопрос о картине мира. Перед руководителем высшего ранга в любой стране встает вопрос об адекватности той информации, которой он обладает. (В политологии этот вопрос поставил в середине 19-того века Карл Маркс в работе «Критика прусской цензурной инструкции»). В России эта проблема всегда была острее, чем где бы то ни было. И говоря об этой проблеме, Медведев снова показал себя политиком. Он показал свои достоинства. В отличие от своих предшественников, он не только понимает эту проблему, но и готов обсуждать её публично. Более того, он уже нашел её решения. У него их два: поездки по стране и интернет. Нельзя не согласиться с тем, что такие решения лучше, чем отсутствие каких бы то ни было решений. Но думается, что Дмитрий Анатольевич сильно переоценил возможности самого интернета. А это может сыграть с ним злую шутку. Он может ещё в большей степени, чем его предшественники, увериться в правильности своей картины мира, в то время когда она не будет адекватной. (Живым примером этого может служить реформа МВД. Президент уверен, что проведены масштабные кадровые мероприятия, а между тем, большинство милицейских генералов либо остались на своих местах либо переместились по горизонтали. Президент помнит, что подписывал указы на увольнения и назначения, но, естественно, не помнит, что и там, и там были одни и те же фамилии).
Тесно связан с вопросом о картине мира и вопрос о регионах. И его важнейшая составляющая, вопрос о назначении губернаторов. Здесь Медведев тоже проявился как политик. С одной стороны, он поддерживает назначения губернаторов, с другой впоследствии его можно отменить. Более того, именно он президент, сменив половину губернаторов, способствовал приходу в региональную власть эффективных менеджеров.
Второй региональный вопрос – это сохранения целостности страны. И главное здесь это сохранение населения на окраинах, в первую очередь на Дальнем Востоке. Президент видит эту проблему, и готов её решать, но непонятно как.
И, наконец, последний вопрос – международные отношения. В этой теме любой руководитель государства становится политиком. Но Медведев показал себя более «гибким» политиком, чем Путин и Ельцин. Он и за дружбу с западом и против войны в Ливии. Он за дружбу с Украиной и не предполагает совмещения европейского вектора украинской с восточным вектором. Медведев не просто политик, он предвыборный политик, который стремится понравиться всем.
В целом можно сказать, что на данной пресс-конференции мы присутствовали при редчайшем политическом явлении: превращении государственного деятеля в политика. Обычно бывает на оборот. Но думается, что его гибкость может не увеличить числа его сторонников. Сегодня люди хотят слышать на свои вопросы определенные, а не многогранные, ответы