Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Народный фронт – национальная организация для национального лидера

11.05.2011

6 мая в Волгограде председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин озвучил свою новую политическую инициативу – создание Народного фронта. А 7 мая состоялось первое заседание координационного совета этой организации. Политологи, с комментариями которых удалось ознакомиться, видят в этом стремление Путина расширить электоральную поддержку «Единой России», очистить ее от образа партии начальников и карьеристов. Но, на мой взгляд, такая точка зрения не верна.
Во-первых, для Путина крайне опасно погружаться в партийную предвыборную борьбу. Его главный политический капитал – позиция национального лидера, а в случае его активного участия в предвыборном процессе, он рискует потерять этот статус, получив взамен его гораздо менее ценный статус лидера политической партии, пускай и правящей. Причем рисковать так ему абсолютно незачем. Пока его судьба совершенно не зависит от судьбы «Единой России», наоборот – судьба «Единой России» зависит от судьбы Путина. А поэтому и для самой партии удар по имиджу национального лидера может быть весьма опасным.
Во-вторых, электоральное положение «Единой России» не так уж плохо. По крайне мере, оно не настолько плохо, чтобы нужны были столь масштабные и радикальные решения, как создание единого Народного фронта. А ведь за эти решения «Единой России» придется еще и платить, предоставляя места в своих списках «беспартийным» кандидатам. Создание «Народного фронта» для усиления позиции «Единой России» столь же эффективно, как лечение простуды в заграничной клинике. Масштаб опасности и масштаб усилий, предпринятых для ликвидации этой опасности, несоизмеримы.
Но в таком случае, если создание Народного фронта это не предвыборный ход, то, что это? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, а что, собственно, Путин собирается сделать? Создается широкое объединение различных как политических, так и неполитических общественных организаций изначально по поводу выборов – участники фронта должны совместно выдвигать кандидатов в выборные списки «Единой России». Таким образом, организуется новый социальный лифт и обеспечивается приток новых идей. В принципе подобные объединения не новость: Народные фронты существовали в западной Европе в 30-е годы прошлого века, а в восточной – в 40-е.
Но у путинской конструкции есть одно принципиальное отличие. Стержнем всех предыдущих Народных фронтов были политические партии или блоки партий, а общественные организации были лишь союзниками, укрепляющими позиции партий. Кстати, подобные структуры были и есть у нас. У каждой крупной партии есть организации «сторонников». Но в случае путинского Народного фронта партия с самого начала не будет играть решающего значения. У новой организации есть цели, далеко выходящие за рамки выборного процесса: выстраивание коммуникаций между общественными организациями и Путиным, трансляция идей и приток кадров. Причем очень важно что это связь именно с Путиным в качестве национального лидера, а не с руководством «Единой России» в лице Путина. Организационным следствием такого положения является равноправие всех участников фронта. И это не пиарный ход. Недаром единственным острым вопросом на встрече 7 мая был вопрос о том, как должно реализовываться это равноправие. И ответ не был найден. Что естественно. Построить работающую структуру на основе равноправного взаимодействия столь разных по задачам и возможностям организаций только за счет внутренних организационных механизмов невозможно. Наиболее ярко подобную попытку описал дедушка Крылов в басне про лебедя рака и щуку. Но это не значит, что структуру нельзя создать за счет внешнего ресурса. И этот ресурс был прямо назван на встрече 7 мая – это сам В.В. Путин, его авторитет, его административные возможности.
Вот что сказал Франц Клинцевич: «Владимир Владимирович, это правда, что объединить этих людей практически невозможно — вот, которые сидят за этим столом. Пусть они на меня не обижаются, – объединить их нельзя. Объединить, можете, наверное, только Вы, и в этом – самая большая вещь, потому что сегодня мы все разумные люди и понимаем, что лидер реально правящей партии консолидирует вокруг себя гражданское общество, несильно политизируя. Это связано со страной». Таким образом, Путин в личном качестве становится необходимым элементом, «стержнем» Народного фронта. Без него эта структура просто не сможет существовать. Только так достигается полная синхронность между задачами Народного фронта и его организационными принципами. И главная из этих задач – создание вокруг Путина организации, единственным системообразующим элементом которой является сам Путин.
И какие же из этого следствия? Путин как национальный лидер, находящийся над политикой получает в качестве инструмента находящуюся над политикой (включающую в себя политику как одну из частей), пронизывающую все сферы жизни полностью зависящую от него, национальную (всенародную) организацию, адекватную его статусу. Если эта организация, находящаяся над политикой, то есть независимая от выборов, действительно заработает, то изменится не политический, а социальный ландшафт общества, так как политика и выборы окончательно перестанут быть значимыми факторами российской жизни. А взаимодействие общества и власти будет осуществляться через социальные корпорации, входящие в Народный фронт. Что в каком-то смысле естественно. Политика – это форма взаимодействия властной элиты с другими группами элит, в первую очередь с бизнесом. Российская элита с самого начала выстроила именно прямые отношения с властью, и не нуждается в политических механизмах. Народный фронт это законченная, высшая форма таких отношений, которая выводит такие отношения из кулуаров на официальный уровень. То есть Народный фронт это наиболее адекватная положению нашей элиты форма организации общества. В этом его сила, но в этом и его слабость. Как показывает история с 6 статьей конституции СССР (о руководящей роли партии), формальное закрепление социальных отношений делает их более уязвимыми.
И ещё. Как известно масштаб замыслов российской власти издревле корректировался неряшливостью их исполнения. Замысел грандиозен, посмотрим на результат.