Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

РИА Новости: Животворящий дождь миграции

21.02.2011

События на Манежной площади в Москве, завершившие прошлый год, донельзя обострили дискуссию о необходимости либо вреде для России притока мигрантов. Но зачастую на этот процесс смотрят только с одной стороны – какую роль играют мигранты в жизни России? Для полноценного анализа такая точка зрения, безусловно, слишком узка. Миграция – важнейшее явление для всего СНГ.

Содружество – весьма многообразная структура. Процессы, идущие в различных республиках СНГ, существенно отличаются. Основной миграционный поток в Россию дают государства Центральной Азии. И именно мигранты из этого региона вызывают наибольшую обеспокоенность российской общественности.
В свою очередь Центральная Азия тоже многообразна: это и активно развивающиеся Казахстан и Узбекистан, и периодически проходящие полосы политической нестабильности Таджикистан и Киргизия, и Туркмения с ее специфической постсоветской историей. Но с точки зрения рассматриваемой темы у них есть общие черты.
Прежде всего, эти страны обладают избытком трудовых ресурсов. Урбанизация, начавшаяся в советский период, даже в наиболее развитых Узбекистане и Казахстане не привела к доминированию города над селом. А село в любом обществе многодетно. Здесь же тенденция усиливается национальными и религиозными традициями. Причем качество такого сельского трудового ресурса низкое, а количество большое. Труд подрастающих сельчан не может быть полностью востребован в рамках национальных экономик: странам-лидерам нужны инженеры, а не землекопы, у остальных же период бурного экономического роста еще не наступил. В результате значительная часть трудоспособного населения стран Центральной Азии просто обречена на миграцию.

Трудовая миграция всегда идет из бедной страны в богатую. Уровень жизни в странах Центральной Азии различен. Так, например, в Казахстане средняя заработная плата составляет около 680 долларов в столице, 300 – в городе и 100 на селе, а в Таджикистане – лишь 70–75 долларов в городе. По данным Госкомстата Узбекистана, по официальному курсу средняя зарплата составляет 300 долларов, при этом минимальный размер оплаты труда – 20 долларов в месяц. В Киргизии среднемесячная зарплата работника составляет 157 долларов, при этом средняя зарплата бюджетника не превышает 65 долларов. Но даже самая высокая из приведенных цифр значительно меньше, чем заработная плата в России. Поэтому Российская Федерация является очень привлекательным объектом трудовой миграции из Центральной Азии.

Более того, Россия – это единственный объект в регионе, способный принять значительное количество мигрантов. Одним странам (Китай, Индия) свои трудовые ресурсы девать некуда. Другие (Афганистан) живут еще беднее. Третьи, как Иран, – государства закрытые, не ожидающие к себе никаких мигрантов.
Да и адаптироваться в России мигрантам из Центральной Азии куда легче, чем в любой другой стране.
Между РФ и ЦА налажено транспортное сообщение, в России существуют массовые и разветвленные диаспоры из центральноазиатских стран. Именно они предоставляют первичную организационную структуру для трудовой миграции: люди едут не просто так, а к родственникам и землякам, которые обещают им трудоустройство. И это огромное преимущество. Наконец, несмотря на  постоянно снижающееся знание русского языка, выходцы из бывших советских республик Средней Азии по стилю жизни куда ближе к россиянам, чем к жителям любой другой соседней страны. Несмотря на все культурные и  религиозные различия, несмотря на то, что они сами воспринимают россиян как чужаков, культура труда во многом общая, в чем-то еще советская, что для трудовой миграции важно.

Так что же получается? Демографическая и экономическая ситуация в Центральной Азии обрекает значительную часть населения этого региона на трудовую миграцию. Россия является практически единственным возможным объектом этого процесса. Причем его размеры более чем масштабны. Экспертные оценки рознятся. Так, по мнению секретаря экспертного совета при УФМС Москвы Юрия Московского, постоянно на территории России находятся до полутора миллионов граждан государств Центральной Азии. Другие эксперты говорят о 3–5 миллионах. А только по официальным узбекским данным, за границей работают 5,5 млн. узбеков. Считается, что они высылают на родину ежегодно до 2 млрд. долларов.

К неизбежному процессу трудовой миграции в Россию можно относиться как животворящему дождю, а можно как к разрушительному урагану. Но его нужно учитывать как реальность, в некотором смысле неизбежную.

И здесь мы оказываемся перед противоречием: применение дешевой низкокачественной рабочей силы для современной экономики вредно –  тормозит внедрение новой техники, сокращает емкость рынка, понижает покупательную способность населения в целом. А миграция из Центральной Азии предлагает именно такую рабочую силу.
Чтобы снижать негативные последствия трудовой миграции необходимо активно воздействовать на этот процесс. И это воздействие должно стать хорошо подготовленным, мощным, комплексным и долгосрочным. У всякого естественного процесса есть своя инерция и быстро изменить его нельзя. Из этого вывод – России нужна не только проработанная миграционная политика, но и эффективный механизм ее реализации. И этот механизм (если действительно что-то менять) должен работать не только в Российской Федерации, но и в государствах – миграционных донорах. Одновременно нужно научиться более эффективно взаимодействовать с уже с находящимися на российской территории мигрантами.

Миграционные программы России должны иметь, как представляется,  следующие направления:

– Изменение структуры миграции, то есть замена миграции неквалифицированной рабочей силы на квалифицированную. Квалифицированная миграция может быть только организованной. А поэтому необходим оргнабор, а значит, рекрутинговые конторы в странах-донорах и структуры в России, аккумулирующие спрос на рабочую силу и обеспечивающие переезд работника.
– Легализация неквалифицированных мигрантов. Легальный мигрант не так дешев, а значит, не так опасен для экономики. Начинать этот процесс нужно уже в стране–доноре за счет работы с потенциальными мигрантами, а продолжать в России, за счет работы с организациями мигрантов.
– Противодействие нелегальной миграции, и в первую очередь – за счет
воздействия на работодателей.

Выполнение данных задач может взять на себя только государство. Но сложность состоит в том, что сейчас задачи эти находятся в сфере ответственности различных государственных органов: ФМС, МИДа, Министерства регионального развития, Минэкономразвития РФ. Нужна интегративная структура. Причем она не должна быть комиссией, участие в которой является дополнительной обязанностью для ее членов. Целесообразно, если эту задачу будет выполнить одно из подразделений администрации президента РФ, которое обладает достаточными полномочиями для использования ресурсов вышеперечисленных ведомств, например, управление по межрегиональному сотрудничеству с зарубежными странами. И хотя даже в этом случае дело это сложное, но, похоже, столь же неизбежное, как миграция.

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем – для РИА Новости\

Источник: http://www.newsmoldova.ru/commentary/20110215/188829340.html