Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Эксперты оценили возможные поправки в закон о главах регионов

28.09.2021
Поправки в закон о статусе губернаторов в России поступили в Госдуму в понедельник. Основные ожидания от нового законопроекта: губернаторов предлагают называть просто главами регионов, они получат возможность баллотироваться на эту должность больше двух раз и синхронизируют свои сроки с депутатами.

Основные выводы: вместе со статусом губернатора некоторые главы регионов полностью утратят самостоятельность и превратятся в топ-менеджеров, подчиненных федеральному центру.

Ставропольский сценарий не меняется

На текущую ситуацию в Ставропольском крае, по мнению экспертов, новый законопроект скорее всего заметно не повлияет. По крайней мере, не при нынешнем губернаторе.

«Не думаю, что в случае принятия этот закон коснется нашего региона, в частности по [губернатору Владимиру] Владимирову. Он в достаточно жестких штрафниках — если не в осеннюю ротацию попадет, то весной следующего года однозначно произойдет смена губернатора. Особо активно Ставропольский край реализация этого закона пока не коснется», — считает политолог Сергей Кулагин.

Основная цель поправок, по его мнению, лежит не в области региональной политики, а значительно выше.

«Скорее всего этот законопроект рассчитан на определенный пул кремлевских губернаторов, на которых Москва делает основную ставку — чтобы они не были потеряны как ключевые игроки в губернаторском корпусе в период трансфера федеральной власти», — отметил Кулагин.

Среди целевых губернаторов, для которых готовятся поправки, он назвал мэра Москвы Сергея Собянина, а также руководителей республик Башкортостан и Татарстан.

Нововведения, по мнению Кулагина, должны решить вопросы организации спокойного трансфера власти после окончания президентского срока Владимира Путина.

«Поправки прежде всего нацелены на сохранение стабильности и минимизацию турбулентности при трансфере федеральной власти. Все-таки 2024 год не за горами — нужно выстраивать политический ландшафт. Неизвестно пока, будут ли продлены полномочия Путина или нет, а подковерная борьба между башнями Кремля уже началась. На мой взгляд, эти поправки связаны с попыткой снизить турбулентность в период трансфера власти… Чтобы губернаторы меньше пытались проявить свою активность. Сильные регионы Москве не нужны — это политические риски для федеральной власти», — отметил Кулагин.

Регионы без губернаторов

Утрата статуса губернатора, по мнению экспертов, может иметь серьезные последствия. Можно ожидать урезания функционала и снижения политического влияния, считает политолог Сергей Кулагин.

«Для ряда регионов, таких как Ставропольский, Краснодарский край, Ростовская область — это потеря некоего народного статуса „губернатор“. Прежде всего губернатор всегда ассоциировался с хозяйственником, руководителем региона — не простым менеджером. Новый статус главы субъекта все-таки ближе к менеджерским функциям относится. Некий народный статус, конечно, будет утрачен. Они станут простыми топ-менеджерами, главами субъектов, которые будут в первую очередь заниматься распределением федеральных трансферов», — отметил собеседник агентства.

Такие последствия, по мнению экспертов, будут иметь локальный характер. В федеральном масштабе смена вывески не должна иметь определяющего значения.

Существенно меняется только статус главы республики Татарстан, который последним среди республиканских лидеров сохраняет статус президента.

«У нас до сих пор только 1 лидер носит статус президента — это глава Татарстана. Отменить только статус главы одной республики — это может вызвать, мягко говоря, неудовольствие элит в Татарстане. А если всех уравнять и всех назвать главами регионов, то вроде не так обидно. Статус президента республики создавал ощущение, что Татарстан скорее договорной союзник России, чем субъект федерации. При Ельцине так оно и было, существовал договор. Глава региона не хуже, чем губернатор. Существовавшее неравенство все равно сохраняется. Никто не сомневается, что статус главы республики, в общем, выше губернатора, к примеру, Кировской области. Таки образом, не думаю, что губернаторам сильно обидно», — считает директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Однако усиление контроля за региональными главами со стороны федеральной власти все-таки неизбежно, считают опрошенные политологи. Расширенный перечень инструментов влияния на губернаторов (предупреждение, выговор, отрешение от должности) сделает их более сговорчивыми.

«Законопроект расширяет возможности манипулирования главами регионов, поскольку они будут постоянно находиться под вниманием федерального центра. Предупреждение или выговор заставит главу региона соблюдать жесткую субординацию и выполнять требования федерального центра, поскольку, когда предупреждения вынесены, — это уже серьезное основание для последующего отстранения от должности», — считает политолог Иван Белашов.

Укрепление вертикали власти, по его мнению, намечается не только в отношениях между федеральным центром и губернаторами. Синхронизация губернаторских и депутатских сроков сработает похожим образом.

«Дума будет более подготовлена к региональному руководителю. Мое гипотетическое видение — дума будет стараться проводить в жизнь те законопроекты, которые угодны региональной исполнительной власти. Об этом же свидетельствует переход трех зампредов правительства на руководящие места в краевом парламенте. Обратите внимание, они переходят на работу в думу не просто как депутаты — из исполнительной власти в законодательную (это естественный процесс)… Они будут занимать руководящие посты: люди губернатора будут жестко контролировать финансовый блок и политико-правовой блок. Баланс между ветвями власти (исполнительной и законодательной) нарушается и можно предположить усиление влияния исполнительной власти на остальные ветви власти», — считает Белашов.

По материалам NewsTracker