Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Кто победит на выборах в ГД2021? – оценки политологов

03.09.2021

Сегодня на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» ведущие российские специалисты приняли участие в круглом столе Экспертного института социальных исследований «Кульминация избирательной кампании-2021: рейтинги партий и прогнозы итогов за две недели до выборов».

Голосовать собирается половина страны

О стабилизации политической партийной ситуации на основе исследования  «Рейтинг политических партий» – на основании Всероссийского репрезентативного опроса ВЦИОМ проводился c 30 августа по 1 сентября 2021 г. методом телефонного опроса, в нем приняли участие 1600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.

Рассказал руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов. По его словам, показатель популярности партии «Единая Россия» составляет сейчас 28-29%, у КПРФ он колеблется от 16% до 18%, но эксперты фиксируют снижение уровня поддержки партии. Сохраняется интрига по поводу партии третьего места. Показатели ЛДПР и «Справедливой России» в отдельные дни относительно близки, в пределах 6-9%. 16% по выборке заявляют, что будут голосовать за непарламентские партии.

«Тренд на стабилизацию также наблюдается в вопросе принятия решения об участии в думских выборах, — сказал Мамонов. — Ключевая группа, подтверждающая своё намерение голосовать на предстоящих выборах, составляет 51%, хотя в начале года это число составляло 36%. 19% заявили, что, скорее всего, примут участие в голосовании. 11% будут принимать решение об участии в вотировании в преддверии выборов».

Михаил Мамонов также сообщил, что в рейтинге партий среди россиян, подтвердивших своё участие в выборах, лидирует «Единая Россия», за неё готовы проголосовать 34% избирателей. 18% поддерживают КПРФ, 10% — ЛДПР, 7% — «Справедливую Россию». На вхождение в Думу, согласно исследованию, претендуют ещё 3 партии: «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Новые люди» и «Яблоко».

«16% россиян среди тех, кто планируют принять участие в выборах, пока не определились со своими электоральным предпочтениями, — добавил эксперт. — Эта группа может повлиять расклад, но, учитывая опыт предыдущих лет исследований, мы можем сказать, что она, скорее всего, усилит позиции лидерских партий».

Об акцентах в агитации

Традиционно еженедельный выпуск (на основании Опроса «ФОМнибус» проводился в рамках заказа фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ) 26 августа методом интервью по месту жительства респондента, в нем приняли участие 1500 жителей 104 населенных пунктов 53 российских субъектов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%), посвященный анализу рейтингов партий и формированию на их основе прогноза распределения мандатов на предстоящих выборах, представил руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«Несмотря на инерцию ряда показателей, интрига на выборах сохраняется, — сказал он. — В последние недели наметилась более высокая волатильность результатов по федеральным округам. Здесь места распределятся следующим образом: „Единая Россия» — 119 мест, КПРФ — 45 мест, ЛДПР —  37 мест, „Справедливая Россия“ — 24 места».

Чеснаков также отметил, что рост конкуренции и рост активности кандидатов в некоторых одномандатных округах повышают неопределенность, поэтому справедливо говорить о разбросе количества мандатов, которые могут получить партии. «По предварительным данным, — подвёл итог эксперт, — „Единая Россия“ получает от 293 до 305 мандатов согласно соотношению мест по федеральному и одномандатным округам, КПРФ — от 64 до 68 мандатов, ЛДПР — от 43 до 46 мандатов, „Справедливая Россия — За правду“ — от 31 до 33 мандатов. Согласно текущему прогнозу Центра политической конъюнктуры, партия „Единая Россия“ претендует на сохранение конституционного большинства».

Говоря о возможных результатах предстоящих выборов, руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем  Петр Кирьянпредположил, что итоги голосования будут зависеть от того, как партии расставят акценты в своей агитации. Он обратил внимание на два направления.

«С одной стороны, — сказал эксперт, — доминирующий тренд кампании – это так называемая народная программа, которая у «Единой России» показала свою жизнеспособность, т. е. акцент на вопросы социальной повестки. С другой — это работа партий с мобилизацией избирателей через интернет».

По мнению Кирьяна, партии не очень активно выстраивают коммуникацию через социальные сети. «Мы видим, — отметил он, — некоторую попытку вести агитационную кампанию со стороны КПРФ, хотя её сторонники не самые активные пользователи интернета, и со стороны „Справедливой России“. Но самого партийного продвижения — символики, тезисов, программ, партийных списков — не наблюдается. Почему-то так случилось, что этим заняться у нас решила только „Единая Россия“».

По материалам Аргументы и факты