Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Перспективы законодательного регулирования платформенных работников

26.05.2021

Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» 26 мая состоялся круглый стол онлайн-формате на тему: «Перспективы развития платформенной занятости в России». В рамках круглого стола были презентованы два исследования – ВЦИОМ и НИУ ВШЭ.

Исследование ВЦИОМ.

Исследование проводилось 18 мая. В нем приняли участие 1,6 тысячи россиян в возрасте от 18 лет. Метод исследования – формализованное телефонное интервью, при котором интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Погрешность — 2,5%.

Согласно полученным данным, треть россиян не слышали о возможности регистрации в качестве самозанятого, но большинство граждан о таком праве все же знают, заявил директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин: «Сама информированность людей, что самозанятость существует: нам 70% сказали, что да, они уже что-то слышали, причем из этих 70% нам 37% сказали, что знают достаточно основательно об этой истории… Каждый третий (30%) ничего об этом не слышал», — сказал Родин в ходе круглого стола.

На вопрос, нужно ли самозанятым предоставлять право вступать в профессиональный союз, больше половины респондентов (53%) ответили отрицательно, заявил Родин. «Треть опрошенных (32%) говорят, что нет, все-таки самозанятым нужно предоставить право вступать в профсоюзы, если такое желание у них имеется, платить взносы, и профсоюзы смогут защитить их права. Действительно, институт профсоюзов, возможно, по крайней мере с точки зрения общественного взгляда, переживает не лучшие времена периода своего расцвета», — добавил Родин.

Он отметил, что на сегодняшний день самозанятые платят налог только на профессиональную деятельность и не имеют права платить взносы в государственные фонды, чтобы получать оплачиваемые больничные, декретные отпуска: «С позицией, что надо оставить налог для самозанятых без изменений, у нас согласны 18%. Большинство мнений у нас качнулось в другую сторону: 22% считают, что вообще эту историю необходимо сделать обязательной, 51% находятся посередине считают, что самозанятым надо предоставить право самим решить, нужно им это платить или нет», — рассказал Родин.

Исследование НИУ ВШЭ.

Исследование, подготовленное сотрудниками Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики представляет собой систематизированный доклад, обобщающий подходы к регулированию платформенной занятости на основе международного опыта и практик.

Как отметила замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская, самозанятость нужно рассматривать как юридическую форму платформенной занятости, предполагающей использование людьми той или иной цифровой платформы для поиска клиентов и предоставления услуг: «Это совершенно новая и быстро растущая форма занятости и по количеству платформ, и по числу работников, и по обороту. Она пока не является источником основного дохода для большинства населения, но доля будет неуклонно увеличиваться. Поэтому очень важно, как такая инновационная форма впишется в трудовое законодательство России», — указала Синявская.

Главными плюсами данной формы занятости для работника исследователь назвала автономность, свободу выбора графика и объема работы, расширенную географию поиска работы, а также низкий барьер входа (самозанятыми могут и самые молодые, и пенсионеры, и женщины с детьми, и лица с ограничениями по здоровью). Минус – нерегулярный доход и отсутствие механизмов защиты трудовых и социальных прав.

Как считает Синявская, новая форма занятости выгодна и для экономики в целом, так как дает возможность повысить доходы наиболее уязвимых групп населения и снизить безработицу (что мы наблюдали в период пандемии). Также это помогает легализовать неформальную занятость, что особенно актуально для России: «Сегодня мы видим движение снизу, когда сами платформы берут на себя инициативу и предлагают решения. И государство должно стать для них партнером — обе стороны готовы на хороший диалог. В любом случае, решения по регулированию платформенной занятости должны быть осторожными и сбалансированными, чтобы не навредить новому явлению», — уверена Синявская.

С ней согласна доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» Людмила Иванова-Швец, которая считает, что Россия не должна ограничиваться применением зарубежных практик, а способна выработать собственные решения проблемы регулирования этого рынка.

«У нас свои особенности, свой менталитет. У нас всё, что начинают жестко регулировать, сразу же уходит из легального поля. Поэтому государство должно быть в тренде, но при этом не мешать, чтобы не загнать самозанятых работников обратно в «тень»», — отметила Иванова-Швец.

По ее мнению, решение о выплате взносов в социальные фонды нужно отдать на откуп тем, кто использует режим самозанятости. Для этого нужно создать саморегулируемую организацию, которая могла бы аккумулировать идеи, проблемы и стать площадкой для выработки необходимых правил и норм.

В свою очередь, директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко указал, что развитая платформенная модель организации занятости является «обязательным условием» для того, чтобы страна сегодня оставалась конкурентной. При этом, по его мнению, государству нужно применять гибкие подходы к правовому регулированию трудовых отношений:«Есть несколько важных моментов, которые позволят закрепить платформенную занятость как новый тренд: первое — помнить о людях, второе – прозрачность для государства, третье – помнить об экономике. У нас в России уникальная цифровая среда, и у платформенной занятости может быть свой успешный путь. Будущее пришло, и нам с ним жить», — заключил эксперт.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен, что платформенную занятость, которая представляет трудовой рынок XXI века, нельзя регулировать с помощью традиционного трудового законодательства XX века: «Платформенная занятость, как закон тяготения, это некая объективная реальность, которую отменить уже нельзя и с которой нужно работать. Она должна стать для государства инструментом развития, а не средством затыкания дыр», — сказал Журавлев.

Руководитель проектного офиса «Цифровая экономика» федерального проекта «Цифровые технологии» Алексей Макушкин уверен, что платформенная экономика – это уже «не просто элемент антикризисных мероприятий, а элемент перспективной стратегии развития экономики страны». Более ого, он отметил, что формирующаяся платформенная экономика требует законодательного «ответа»: «Все большему числу людей придется жить в условиях платформенной экономики, платформенной занятости, и государству нужно на это реагировать, вести диалог. Нужно понимать, как управлять всем этим за рамками кризиса, когда придется иметь дело с большими инвестициями, с серьезными иностранными партнерами, переходить на долгосрочный формат работы платформ», — отметил Макушкин.

По материалам РИА Новости