Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Что тревожит Россиян? Топ-10 фобий

20.04.2021

Опубликованы результаты «Национального индекса тревожностей» за I квартал 2021 года. Исследование выявляет и ранжирует фобии россиян на основе анализа СМИ и социальных медиа. По суммарной оценке присутствия темы в СМИ и соцмедиа в I квартале на первые места вышли фобии: рост цен на продукты, действия полиции и судебных органов (в связи с акциями протеста), а также давление государства на соцсети.

Однако по значимости тем для граждан (показатель «Индекс приживаемости»[1]) на 1-е место вышла фобия, связанная с действиями полиции и судебных органов (прежде всего, в связи с акциями протеста). Индекс приживаемости данной фобии рекордно высокий – 7,67. В тройку лидеров по приживаемости также вошли фобия, связанная с «нашествием» волков на малые населенные пункты (5,89) и фобия революций и вызываемых ими потрясений (3,72).

ТОП-10 фобий по присутствию в СМИ и соцмедиа:

1. Рост цен на продукты

2. Действия полиции и судебных органов (прежде всего, в связи с акциями протеста)

3. Давление государства на соцсети

4. Обострение российско-американских отношений

5. Фобия революций и вызываемых ими потрясений

6. Новые штаммы коронавируса

7. Введение ковид-паспортов и обязательная вакцинация

8. Обострение вооруженного конфликта на Донбассе

9. «Нашествие» волков в малых населенных пунктах

10. Паводок

«Мы видим, что граждане делают фокус на новости и события окружающей их действительности. Если это цены, то они руководствуются прошлым опытом, настороженно относятся к попыткам ручной фиксации цен на какие-то товары, полагая что в долгосрочной перспективе это несет риск снижения предложения продуктов в торговле (поставщикам не будет выгодно держать цену любой ценой). В привычной среде социальных сетей – это реакция на действия по замедлению твиттера, которая на самом деле скрывает под собой страх, что государство слишком глубоко заходит на территорию личного общения и выражения мнения. Интересно, что при этом граждане не против «наведения порядка» в интернете и разумного контроля, а тревожность порождают результаты не всегда тонкой работы по блокировкам», – отмечает руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

«События января-февраля способствовали серьезному росту тревожности граждан. Главным триггером стали акции протеста в поддержку Навального. Если одни люди испугались, что они приведут к общественным потрясениям и дестабилизации, то другие оказались встревожены действиями правоохранителей, которые они расценили как слишком жесткие. Политика вообще заняла довольно большое место в индексе в первом квартале – тут и тревога по поводу того, что будет с соцсетями, и опасения последствий обострения российско-американских отношений, а также новой эскалации напряженности на Донбассе. Интересно, что на этом фоне на второй, если даже не на третий план отошли тревоги по поводу коронавируса – в отличие от других стран для России совсем не актуальна повестка, связанная с его новыми штаммами, а страхи по поводу вакцинации явно пошли на спад. Новый неожиданный и при этом прижившийся страх – это набеги волков на малые населенные пункты и их нападения не только на домашних животных, но и на людей. Эта тема пришла из регионов, и федеральные СМИ были вынуждены обратить на нее внимание», – комментирует директор по аналитике КРОС и автор исследования Андрей Лебедев.

Отметим, что исследователи определяют «Индекс приживаемости» – как значимый показатель актуальности проблемы и глубины дискуссии по ней.  А«Национальный индекс тревожностей»показывает доминирующие в обществе тревоги и фобии, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян. Исследование проводится на основе анализа СМИ и социальных медиа. Методика учитывает степень важности темы и длительность информационной волны при анализе СМИ, а также значимость темы для людей при анализе сообщений в соцсетях. Замер проводится ежеквартально. Индекс позволяет изучить «серую зону» фобий граждан: регулярные социологические опросы не настроены на выявление персональных тревог, а пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан. Для проведения исследования за I квартал 2021 года были проанализированы более 155 тыс. сообщений в СМИ, более 1,1 млн постов в социальных медиа («Одноклассники», «ВКонтакте», Twitter, YouTube, Facebook, LiveJournal, Instagram, TikTok и др.).

По материалам Новости 33