Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Дмитрий Журавлев: «Страховщикам ОСАГО нужны коэффициенты, которые фиксируют качество вождения»

12.07.2019

Страховщикам ОСАГО необходимы коэффициенты, которые отражают реальные риски, то есть фиксируют непосредственное качество вождения, существующие сейчас коэффициенты мощности (КМ) и территории (КТ) уже устарели, считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Правительство РФ на заседании в четверг обсудит законопроект о либерализации ОСАГО. Проект предполагает отмену КМ (с 1 октября 2020 года) и КТ (с 1 января 2020 года), а также дальнейшее расширение тарифного коридора — это еще один шаг в сторону индивидуализации тарифа для каждого водителя. Вдобавок к этому должны измениться лимиты выплат для пострадавших в ДТП: размер выплаты за вред жизни и здоровью повысится до 2 миллионов рублей с нынешних 500 тысяч.

По мнению Журавлева, оба коэффициента были значимы в той системе, где у страховщиков не существовало большой свободы для установления тарифа. Благодаря коэффициентам мощности и территории, компании могли устанавливать не единый тариф по всей стране и для всех водителей, а варьировать его в условиях узкого тарифного коридора.

«Однако такая система является причиной неточности: получается, что тариф отражает только общую температуру по больнице, и один и тот же тариф получают люди по территориальному или социальному признаку, независимо от их реальных рисков (и злостный нарушитель, и тот, кто ни разу не попадал в ДТП). И теперь, когда отрасль готова развиваться, можно и даже нужно отказаться от существующей системы», — пояснил Журавлев РИА Новости. Однако нельзя просто отменить эти коэффициенты, оставив остальную систему неизменной, отметил эксперт. Отмена устаревших коэффициентов компенсируется расширением тарифного коридора, и обе эти меры позволят сделать стоимость «автогражданки» более справедливой — в целом Журавлев ожидает понижения тарифов.

«Я считаю, что необходимо вводить коэффициенты, определяющие реальные риски — то есть фиксирующие качество вождения. Это в том числе нарушения правил дорожного движения и езда в пьяном виде. … Очевидно, что такие вещи должны влиять на стоимость страховки самым непосредственным образом. Помимо этого, можно учитывать стиль вождения, если у страховщика или самого страхователя будет возможность фиксировать его с помощью телематики», — сказал Журавлев.

При этом законопроект предлагает предоставить страховщикам право самостоятельно определять тариф в пределах коридора с учетом характеристик вождения, зафиксированных телематическими устройствами, и наличия у водителя неоднократных наказаний за нарушения ПДД. Эксперт привел в пример ситуацию, когда автолюбитель водит агрессивно и не попадает на радары ГИБДД, но при этом создает аварийную обстановку. «За такое, я считаю, нужно тоже наказывать рублем», — заключил он.

По материалам «РИА Новости»