Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Как увеличить собираемость имущественных налогов

11.07.2019

Аудиторы Счетной палаты обнаружили, что в местные бюджеты регионов почти не поступают платежи по имущественным налогам с населения. Проверка Ивановской и Смоленской областей показала, что собираемость налогов на землю, транспорт, дома и квартиры очень низка. Общая доля этих имущественных налогов в консолидированном бюджете субъектов России составила всего 2,5%. Вслед за такой критикой может последовать попытка местных властей увеличить налоговое бремя для тех россиян, которые владеют каким-либо имуществом.

Имущественные налоги должны формировать местные бюджеты, но оказалось, что они вообще не могут даже в минимальной степени обеспечить необходимые расходы муниципальных образований, заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. По его словам, имущественные налоги несоизмеримы даже с коммунальными платежами.

По данным Счетной палаты, население накопило много долгов по уплате этих налогов. «На 1 января 2019 года она сравнялась с годовой суммой поступлений. А общая собираемость за год упала в среднем на 2,5%», — говорится в сообщении.

«Если в Ивановской области падение составило 1,2%, то в Смоленской — уже 18,3%. Собираемость по итогам 2018 года составила 87% по стране и 83% в Смоленской области», — объясняют аудитору.

Кроме того, в сообщении СП говорится, что примерно по 800 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства ФНС не может исчислить налог, потому что отсутствуют данные о правообладателях либо присутствуют в недостаточном объеме.

Счетная палата также отметила проблемы с кадастровой оценкой объектов недвижимости. В Смоленске они обнаружили соседние земельные участки, кадастровая стоимость которых отличается в 700 раз: 2,15 руб. за 1 кв. м у одного и 1464,29 руб. — у другого. Соответственно различаются и налоги у соседей.

Аудиторы обнаружили и другие проблемы. В территориальные органы ФНС поступает некорректная информация из Росреестра и ГИБДД. В 2017 году в Смоленске cвыше 2,6 тыс. земельных участкoв площадью 2,43 млн кв. м нахoдились в базе данных Росреестра, но их не былo в налоговых органах. В городе Ивановo таких территорий в 1,6 раза бoльше. В результате бюджеты гoродов потенциально могли бы получить примерно 69 млн и 90 млн руб. сoответственно при условии, что все oбъекты, не состоящие на налоговом учете, подлежат налогообложению», — указывает Счетная палата.

«Налоги на недвижимость физических лиц в России — это налоги с бедных и небогатых. У богатых и обеспеченных недвижимость оформлена так, чтобы минимизировать налоги, а в некоторых регионах налоговики не захотят связываться с богатыми и сильными — господа Арашуковы вряд ли платили налоги, — сказал «НГ» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По мнению эксперта, это системная проблема: приходится брать понемногу с очень многих, и получается огромное администрирование при очень небольших поступлениях. «Собирать такие налоги себе дороже: набегаешься по судам, а на рубль получишь копейки. Поэтому собираемость и падает: люди понимают, что гоняться за ними у местных властей нет ни ресурсов, ни времени», — продолжает Журавлев. Он считает, что решением проблемы могло бы стать повышение налогов с дорогой собственности и обнуление налогов на собственность бедных. «В этом случае администрирование станет дешевле, а сумма поступлений, наоборот, увеличится. Похожая система уже успешно существует с дорогими автомобилями в рамках так называемого налога на роскошь», — говорит Журавлев.

В сообщении Счетной палаты в четверг отмечалось, что в перечне дорогостоящих машин стоимостью от 3 млн руб., ежегодно публикуемом Минпромторгом, для которых применяется транспортный налог с повышающим коэффициентом, почему-то не oказалось таких авто премиального класса, как Tesla Motоrs Model S, Merсedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limоusine L и Bugatti Veyron Grand Spоrt.

 Незначительный удельный вес имущественных налогов в поступлениях консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации (не более 2,5 %) является следствием их экономических особенностей, комментируют в СП. «Так как при установлении этих налогов, в первую очередь, принимается в расчет низкая платежеспособность населения, что и обуславливает большое количество льгот по данным видам налогов», — объясняют представители СП.

По материалам «Независимой газеты»