Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Анатомия бедности: когда москвичи научатся жить по средствам

19.03.2019
Москва — город возможностей. Это во многом определяет стиль столичной жизни. Здесь есть, на что и где потратить деньги: дорогие магазины, развлечения, курсы и тренинги. А в популярной экономике известна закономерность — объем потребления влияет на его содержание.

Другими словами, чем больше человек покупает, тем больше он тратит именно на дорогие товары. Москвичи тратят. Много и постоянно. Безусловно, есть в столице и многодетные семьи, и одинокие старики, и инвалиды — в общем, те, кого принято называть социально незащищенными: их, по самым грубым подсчетам, здесь почти 1,5 миллиона человек. Есть и очень состоятельные люди — по данным журнала Forbes, в российской столице живет и здравствует 71 миллиардер и 1325 миллионеров. Но округлив до 2 миллионов число представителей одной и второй крайности, получим больше 10 миллионов среднестатистических человек. О них и речь.

Наивные как дети

Среднестатистическому москвичу, уверяют эксперты, даже вдруг образовавшаяся дыра в кармане не мешает отовариваться в дорогих магазинах, а потом ужасаться, что денег осталось — дотянуть до следующей зарплаты. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев не видит в этом ничего дурного. Просто, се ля ви.

— При Советском Союзе мы закупались в дешевых магазинах, — поясняет он. — Все существовали в равной степени бедности. Потом сформировался новый стандарт потребления. Получив возможность жить по-другому, современные москвичи не всегда разумно этой возможностью пользуются. В сущности, мы в потребительском смысле еще дети. 30 лет, сколько существует новое постсоветское общество, для истории не так много. Столичные жители попробовали, каково это — жить хорошо и сейчас, когда экономика нестабильна, не хотят отказываться от этого именно потому, что долго-долго жили бедно. Это наивная позиция, но она объяснима.

Вместе с тем, сегодня экономика, образно говоря, движется плавно и размеренно. Где-то чуть вниз, где-то чуть вверх. Без резких падений, как это было, например, в 1998 году, когда население обнищало в два дня.

— Тогда-то стиль потребления очень быстро изменился, — вспоминает Журавлев.

Нынешнее же размеренное колебание словно укачивает потребителя. Он не пытается серьезно скорректировать свои привычки и образ жизни, но надеется переждать: подзаработать, опять же, или взять в долг

Бог любит того, кто копит

— Мы никогда не будем экономить по-европейски, — уверен политолог Дмитрий Журавлев. — Это не в нашем национальном характере. Но чтобы экономить хотя бы похоже на европейцев, нужно привыкнуть, что за траты придется отвечать. Мы же живем исходя из того, что если до денег можно дотянуться, то, считай, они уже твои. К этому нас приучило советское время, когда можно было дотянуться только до тех денег, которые реально были уже твои. До других денег советская система тебя не допускала. Москвичи должны понять, что, для того, чтобы жить  нормально — не бедно! — нужно экономить. Если бы у нас по квартирам ходил налоговый инспектор и спрашивал за каждый потраченный рубль, завтра с утра это бы ничего не изменило, но спустя годы люди научились бы записывать свои расходы, а не спускать деньги, пока кошелек не опустеет.

Эксперт рассчитывает, что чудо может случиться через пару поколений, не раньше. Для того чтобы москвич осознал посыл «если транжиришь, тебе же будет плохо» должны пройти годы.

— Рациональное экономическое поведение, существующее в Европе и Штатах воспитывалось веками, — объясняет Журавлев. — Западника приучила экономить вся жизнь буржуазного общества, где есть ты, деньги и государство, которое в случае чего придет и спросит свои налоги. Мы же жили в обществе, где налоги были искусственной игрой. У нас с западом разный исторический опыт. Не будем забывать, что Европа в значительной степени протестантская. А протестантизм строился на трудовой этике, на идее — Бог любит того, кто копит.

В определенных кругах культ экономии есть и в Москве. Но он, говорит политолог, проник к нам, что называется, через заднюю дверь.

Бренд как терапия

К брендовым дорогим вещам у москвичей особое отношение. Для одних они — символ статусности и своеобразный дресс-код, другие ценят в «фирме» удобство и качество. А третьи гоняются за фирменными товарами просто «из принципа».

— Не для всех, но для многих жителей столицы стандарт потребления равен стандарту самооценки. Дескать, рядом с моим домом есть метро, но я буду тратить деньги на бензин и ездить на машине, потому что хочу себя уважать. Это наивная форма самоуважения, — рассуждает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, — признак инфантильности. Развитому взрослому человеку, чтобы себя уважать, не нужна дорогая машина или брендовая вещь. Но факт остается фактом. В столице такие настроения распространены. Люди не жалеют на дорогие фирменные вещи денег.

— Активно охотятся за брендовыми вещами люди с заниженной самооценкой, — подхватывает психолог Оксана Маренкова. — Это неправильная модель поведения. Что ж, Москва — город контрастов. И возможностей.

По материалам газеты «Вечерняя Москва»