Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Кроме личной преданности, других кадровых механизмов в России нет

24.11.2018

В администрации Нижнего Новгорода «недокомплект» кадров. В распоряжении главы города Владимира Панова только четыре заместителя, включая первого зама и одного и.о. Один из заместителей буквально на прошлой неделе пошел руководить соседним Дзержинском, администрацию областного центра покидает директор департамента культуры Наталья Суханова. Где найти достойную замену? Проблема поиска компетентных и преданных подчиненных — не чисто нижегородская, с ней столкнулись и другие российские регионы, где на субъектовом или муниципальном уровне появились новые руководители. Откуда берется кадровый голод, и почему главам так сложно набрать свою команду, рассуждает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

«Это вопрос кадровой стратегии. Можно вообще никого не менять, прийти и сказать: «Я буду работать с вами». Тогда у вас не будет проблем с подбором кадров — у вас будут проблемы с управлением этими кадрами. Люди не ваши, от вас не зависят, и ваше мнение их не сильно интересует. Смена кадров чаще всего происходит не потому, что хотят заменить некомпетентных компетентными, а хотят заменить чужих своими. И сразу возникает простой, незамысловатый вопрос: а свои-то есть?

В регионах, где выиграли кандидаты не от «Единой России», оппозиция — «хорошая» или «плохая» — побеждать не собиралась, не предполагала, что у нее это получится. Поэтому управленческую команду никто не готовил: зачем, если заведомо не придется пользоваться? В таких регионах это очень большая проблема, не потому, что кто-то виноват или плох, а, повторюсь, потому, что готовили другого.

Это великая российская проблема — как найти лояльных, но при этом профессиональных? Это почти невозможная, невыполнимая задача. Обычно ищут просто лояльных, понимая, что на безрыбье как получится, так и получится. Но в случае с теми, кто находится в оппозиции, трудно даже лояльных найти.

У кандидатов от власти та же проблема, но они к ней больше готовы, потому что они этого ждали. Как поставить людей, которые тебе лояльны и при этом немножко разбирались в деле, которым будут руководить? Представители власти изначально примеривали одно к другому: вот у него друг Вася, который, наверное, потянет ЖКХ, потому что что-то понимает в этой теме, а друг Петя работает в банке — сделаем его министром финансов области или города.

Этот философский вопрос решает каждый губернатор и каждый мэр. У нас нет кадрового резерва и быть не может. Мы создаем который раз кадровый резерв, но ничего из этого не получается. Потому что кадровый резерв хорошо работает, когда у вас тоталитарное государство. А если у вас каждый политик приходит со своей командой, какой кадровый резерв? Зачем ему люди, которых готовил предшественник? А по-другому не получится, потому что нет механизмов гарантии лояльности подчиненных руководителю. Кроме личной преданности других механизмов в России нет. С точки зрения теории, это неправильно, но если вы наберете компетентных, но чужих, то через некоторое время у вас получится лебедь, рак и щука: каждый будет делать так, как он считает нужным, не обращая внимания на вас и вашу позицию. У нас слишком молодая политическая система, она других механизмов еще не выработала.

Если скамейка запасных не очень длинная, придется своих не на 100 % назначать, а на ключевые должности, а специалистов — на менее ключевые. Другой вопрос, что у нас и специалистов в провинции не очень много. Люди не хотят жить в Нижнем, они хотят жить в Москве. Может быть, в какие-то особо богатые города имеет смысл приглашать людей из Москвы».

По материалам «ИА Федерал пресс»