Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

«Акция в поддержку фанатов». В Москве раздадут бесплатные билеты на концерт за выбор мэра

15.08.2018

Московские власти вместе с городским избиркомом нашли способ повысить явку на выборах мэра 9 сентября. Изобретать велосипед никто не стал: действовать решили по старинке — просто завлечь на избирательные участки бесплатными билетами на концерты поп-звезд. Такой подарок получат, правда, далеко не все, а только избранные. А вот в 1996 году все было иначе. Кому повезет и на кого работает проверенная политтехнология — в материале «ФедералПресс».

Старт проекта «Зачем молчать, когда есть голос!» дали Мосгоризбирком и мэрия столицы. Серия бесплатных концертов в СК «Олимпийский» для москвичей в возрасте до 30 лет пройдет в сентябре. Билеты молодые избиратели смогут получить на избирательных участках в день голосования 9 сентября.

Организаторы обещают зрителям яркое шоу с использованием новых технологий. В концертах выступят Полина Гагарина, группа SEREBRO, Алексей Воробьев, Елена Темникова, Джиган, IOWA и другие известные артисты.

Возможность сходить на концерт звезд организаторы просят не путать с агитацией. Например, певица Полина Гагарина заявила «ФедералПресс», что «абсолютно нигде» не призывает голосовать так, как она сама голосует. «У каждого свой выбор. Все могут ознакомиться с позициями каждого кандидата и выбрать понравившегося, полюбившегося или более понятного. Для меня очевиден мой выбор», — отметила Гагарина.

В Московском горизбиркоме шанс получить билет на бесплатный концерт называют «агитацией участия в выборах». Как заявил председатель комиссии Валентин Горбунов, «речь не идет об агитации за какого-то кандидата».

Между тем концерты во время избирательных кампаний — совсем не новое явление в современной России. Выступления популярных звезд шоу-бизнеса устраивали в 1996 году во время президентских выборов. Десятки рок- и поп-звезд российской эстрады отправились в тур по всей стране, собирали стадионы и давали концерты под лозунгом «Голосуй, или проиграешь». Между первым и вторым турами голосования в этих концертах принимал участие и сам Ельцин. А на некоторых из них он даже пускался в пляс (как это было, например, в Ростове-на-Дону).

Таким образом помощники Бориса Ельцина, рейтинг которого на тот момент составлял всего 3-6 %, привлекали к участию в выборах россиян и убеждали их проголосовать за своего кандидата. Ничего нового тогда пиарщики Ельцина не придумали: за образец была взята предвыборная кампания Билла Клинтона «Выбирай, или проиграешь» (Choose or lose) на MTV перед президентскими выборами в США 1992 года.

Кстати, как раз во время той кампании разразился скандал. Вечером 19 июня 1996 года были задержаны пиарщики, занимавшиеся организацией этих концертов, — Сергей Лисовский и Аркадий Евстафьев. Их остановили прямо на выходе из Белого дома с коробкой из-под ксероксной бумаги, в которой лежали полмиллиона долларов, судя по всему, предназначавшиеся для выплаты гонораров артистам.

Силовики тогда обвинили политтехнологов в предполагаемом нарушении правил валютных операций и финансирования президентских выборов. Однако все проблемы удалось быстро уладить, и задержанных отпустили. А инициаторов задержания — главу президентской службы безопасности Александра Коржакова и директора ФСБ Михаила Барсукова отправили в отставку за попытку государственного переворота.

Конечно, сейчас такая схема не пройдет. Никто, будь то президент Владимир Путин или мэр столицы Сергей Собянин, не рискнет проводить такую шоу-агитацию до выборов — времена и закон изменились. Но так ли уж бескорыстны артисты, как об этом заявил в беседе с журналистом «ФедералПресс» глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, — вопрос. По словам Горбунова, артисты будут выступать безвозмездно — это акция в поддержку их фанатов. Столичный избирком и мэрия якобы оплатят только аренду «Олимпийского» и помогут решить оргвопросы.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев говорит, что современные концерты во время избирательных кампаний действительно отличаются от тех, что были в 1990-х годах. Но подтекст их понятен. «Концерты, которые сейчас проходят, призывают приходить на выборы, а в девяностых главный лозунг был «Голосуй, или проиграешь». Важно понимать, что раз эти мероприятия организуют с помощью правительства Москвы, то они не могут не работать на имидж власти», — отмечает Журавлев.

И при этом очевидно, считает эксперт, что повышение явки избирателей прежде всего выгодно именно действующему мэру Москвы Сергею Собянину. «До выборов осталось немного времени, и Собянин идет к своей победе. Для него гораздо важнее не победить, а победить с большим отрывом от других и не получить большинство от меньшинства. В этом смысле, конечно, когда Собянин работает на увеличение явки, он работает на себя. Но все-таки повышение числа избирателей — это не задача работы на победу в выборах. Это задача повышения легитимности выборов, потому что это выгодно действующей власти», — добавил политолог.

Другое отличие нынешних концертов от тех, что были в 90-е годы, назвал политолог Андрей Богданов. «Тогда кандидаты соперничали ноздря в ноздрю, поэтому накал был в воздухе, а сейчас его нет. Тут решается вопрос явки избирателей, хотя я, честно говоря, не понимаю, зачем правительству Москвы это нужно, — с точки зрения победы и так все понятно, — отмечает Богданов. — Те кандидаты, которые должны победить, они и победят. И не потому, что кандидаты что-то фальсифицируют. Просто рядом нет достойных конкурентов».

Возможность сходить на концерт звезд организаторы просят не путать с агитацией

По материалам «Федерал-пресс»